Сегодня компания YouTube объявила о том, как она планирует решать проблему влияния технологий искусственного интеллекта на музыкальную индустрию с учетом особенностей своей платформы видеохостинга и существующих партнерских отношений с артистами, лейблами и другими правообладателями. Компания высоко оценивает потенциал искусственного интеллекта в «расширении уникального творческого выражения музыки», но при этом отмечает, что необходимо обеспечить защиту целостности творчества исполнителей.
С этой целью компания запускает проект YouTube’s Music AI Incubator, который поможет определить подход к ИИ, работая с артистами, авторами песен и продюсерами из разных отраслей, чтобы принять решение о том, как действовать дальше.
Для запуска программы YouTube сотрудничает с Universal Music Group и ее “реестром” талантов, включая автора песен и продюсера Анитту; автора песен, продюсера и предпринимателя Бьорна Ульвеуса; музыканта, композитора и продюсера Дона Васа; колумбийского музыканта Хуанеса; продюсера Луиса Белла; композитора Макса Рихтера, автора песен и продюсера Родни Джеркинса; певицу Розанну Кэш; автора песен и продюсера Райана Теддера из OneRepublic; рэпера, музыканта, предпринимателя и филантропа Йо Готти; а также наследство Фрэнка Синатры.
В отличие от YouTube, UMG более нерешительно подходит к использованию искусственного интеллекта. В начале этого года она потребовала от стриминговых сервисов, таких как Spotify, запретить компаниям, использующим ИИ, использовать ее музыку для обучения своих моделей. Кроме того, она нанесла удары по авторским правам на видеоролики, созданные искусственным интеллектом на YouTube, в которых использовались работы ее исполнителей. Когда вирусная песня, созданная искусственным интеллектом и копирующая вокал Дрейка и The Weeknd, получила широкую огласку, UMG удалила ее из Spotify и Apple Music.
В основе жалоб UMG, аналогичных тем, которые мы наблюдаем во всех творческих отраслях, лежит проблема использования работ артистов для обучения моделей искусственного интеллекта, а затем повторного использования для создания новых произведений без соответствующего разрешения или компенсации. Поэтому неудивительно, что UMG объединилась с YouTube, чтобы разработать некую структуру, обеспечивающую выплату вознаграждения правообладателям.
YouTube ссылается на свое историческое понимание этого противоречия между новыми технологиями и компенсацией, отмечая, что на протяжении многих лет он «делал огромные инвестиции в системы, которые помогают сбалансировать интересы правообладателей и творческого сообщества на YouTube».
В качестве примера приводится система Content ID, которая обеспечивает выплату правообладателям вознаграждения за использование их контента на платформе. YouTube предполагает, что аналогичная система может работать и в отношении AI-музыки — по крайней мере, для тех «музыкальных партнеров, которые решат принять в ней участие», говорится в сообщении.
Компания также отмечает, что доверие и безопасность являются ключевыми факторами для работы этой системы, и добавляет, что у нее уже есть политика, направленная на борьбу с техническими манипуляциями с контентом, призванными ввести зрителей в заблуждение. Кроме того, компания намерена масштабировать эти системы, чтобы генеративный ИИ не использовался для таких целей, как нарушение авторских прав, дезинформация и спам. Вместо этого планируется использовать технологии искусственного интеллекта для выявления такого рода контента.
По словам представителей YouTube, более подробная информация о том, как будет работать новая система искусственного интеллекта в музыке, с точки зрения конкретных технологий, возможностей монетизации и политики, будет представлена в будущем.
«Я невероятно воодушевлен возможностью искусственного интеллекта повысить творческий потенциал по всему миру, но понимаю, что YouTube и перспективы искусственного интеллекта будут успешными только в том случае, если успешными будут наши партнеры», — написал в своем заявлении генеральный директор YouTube Нил Мохан. «Вместе мы сможем использовать эту новую технологию таким образом, чтобы поддержать артистов, авторов песен, продюсеров и всю индустрию в целом, повышая ценность для поклонников и расширяя границы возможного творчества», — сказал он.