Результаты исследования, проведенного компаниями iConText Group и Up & Wise с участием 3000 человек в сентябре – октябре 2023 года, выявили, что большинство россиян уже имели опыт использования искусственного интеллекта (ИИ) в рабочих или учебных целях, пишут «Ведомости»
Из числа респондентов 9% регулярно пользуются ИИ, а 27% периодически обращаются к этим технологиям. Каждый четвертый человек начал изучать инструменты с использованием ИИ и активно проводит эксперименты с ними. Однако каждый пятый опрошенный интересуется применением современных технологий, но сталкивается с затруднениями в их использовании или не знает, как это сделать. Еще 18% россиян категорически отказываются от использования и связывания с искусственным интеллектом.
А вот в способностях ИИ большинство россиян сильно сомневаются. 57% считают, что он не сможет заменить врача – разве что станет помощником человека-доктора. 13% опрошенных сообщили, что не позволят ИИ поставить себе диагноз. Только каждый пятый допускает, что в некоторых аспектах медицины человек полностью уступит рабочее место компьютеру. Верящих в прогресс набралось 10%. Они полагают, что со временем ИИ станет играть ключевую роль в диагностике и лечении. При этом медицина, по мнению тех же опрошенных, – одна из сфер, которая больше многих других выиграет от внедрения ИИ. Ее называли в 26% случаев – лишь немногим реже, чем финансовую сферу (28%).
Больше всего пользы, по мнению опрошенных, ИИ принесет в промышленности (40%) и маркетинге (46%, при ответе можно было выбирать несколько отраслей сразу). А вот транспортная сфера набрала удивительно мало. И хотя по дорогам уже ездят автомобили, управляемые ИИ, в его пользу для этой отрасли верит всего 14%. Готовы ли россияне доверить свою жизнь компьютеру и сесть в машину, управляемую автопилотом? Таких всего 16%. Почти каждый третий согласится на поездку только в одном случае: если за рулем будет человек. А большинство россиян выбрали компромиссный вариант: они подождут, пока технология «будет широко протестирована и признана безопасной».
Пока что россияне не боятся, что ИИ их заменит. 22% уверены, что человеческий труд всегда будет востребован, несмотря на все достижения компьютерного разума. 40% не так категоричны – они не уверены, но сомневаются, что машины вытеснят людей с рабочих мест. При этом они не отказались бы завести помощника с ИИ. Среди оставшихся 5% ничуть не удивятся, когда компьютер заменит своих создателей во всех сферах.
Остальные разошлись во мнении, в чем же сильны новые технологии. 25% считают, что они способны взять на себя технические и рутинные задачи. Как отмечают исследователи, такое мнение вполне в русле современных тенденций автоматизации и использования ИИ. А 8%, напротив, полагают, что ИИ заменит человека в работе, где нужна креативность. С одной стороны, способность к творчеству считается отличительной чертой людей. С другой – все больше алгоритмов обучается генерировать тексты, картины и музыку, отмечается в исследовании.
Ведущий научный сотрудник Института AIRI и ФИЦ ИУ РАН Александр Панов не очень удивлен результатами опроса. «Люди начали пользоваться ИИ и убедились, что система работает не идеально, с ошибками, – объясняет он. – Они почувствовали свое превосходство и не очень верят, что компьютер заменит человека». Хотя в специализированных задачах ИИ может быть эффективнее человека, сейчас консенсус в профессиональном сообществе – люди и компьютеры станут работать в паре.
ИИ сейчас слаб в области фундаментальных знаний и у него не слишком развита способность строить причинно-следственные связи, говорит управляющий директор Axenix (правопреемник Accenture на российском рынке) Лариса Малькова. Он не стоит на месте и через пять лет дорастет до среднего уровня – еще не того, который показывают в фантастических фильмах, но довольно приличного, считает она.
Уже сейчас ИИ – инструмент, которому нет альтернативы. Например, многие документы Малькова и ее окружение не пишут сами до последнего слова, а используют ИИ. Человек обязательно должен отредактировать получившийся текст, но в итоге помощь ИИ сильно сокращает время. «И так повсюду – ИИ не заменяет сотрудника, но сильно ускоряет его работу», – уверяет Малькова.