Исследователи обнаружили, что роботы могут оказывать «U-образное» влияние на прибыль: сначала они приводят к снижению нормы прибыли, а затем снова повышаются.
Исследователи из Кембриджского университета изучили данные по промышленности Великобритании и 24 других европейских стран за период с 1995 по 2017 г. и обнаружили, что при низком уровне внедрения роботов они оказывают негативное влияние на прибыль. Однако при более высоком уровне внедрения роботы могут способствовать увеличению прибыли.
По мнению исследователей, этот U-образный феномен обусловлен взаимосвязью между сокращением затрат, разработкой новых процессов и инновациями в производстве новых продуктов. Хотя многие компании сначала внедряют робототехнику для снижения затрат, эти «процессные инновации» могут быть легко скопированы конкурентами, поэтому при низком уровне внедрения роботов компании ориентируются на конкурентов, а не на разработку новых продуктов. Однако по мере роста уровня внедрения роботов и их полной интеграции в процессы компании эти технологии могут быть использованы для увеличения доходов за счет инноваций в области производства новых продуктов.
Другими словами, компании, использующие роботов, скорее всего, сначала сосредоточатся на рационализации процессов, а затем сместят акцент на инновации продуктов, что даст им больше рыночной власти за счет возможности дифференцироваться от конкурентов.
Роботы широко используются в промышленности с 1980-х годов, особенно в тех отраслях, где они могут выполнять физически тяжелые, повторяющиеся задачи, например, при сборке автомобилей. За прошедшие с тех пор десятилетия темпы внедрения роботов во всем мире значительно и последовательно увеличивались, а развитие точных роботов с электрическим управлением делает их особенно полезными для производства дорогостоящей продукции, требующей высокой точности, например, электроники.
Хотя было доказано, что роботы достоверно повышают производительность труда на уровне отрасли или страны, менее изученным остается вопрос о том, как роботы влияют на размер прибыли в аналогичном макромасштабе.
«Если посмотреть на то, как внедрение компьютеров повлияло на производительность труда, то можно увидеть замедление роста производительности труда в 1970-х и начале 1980-х годов, после чего производительность труда снова начала расти, что и происходило вплоть до финансового кризиса 2008 года», — говорит соавтор исследования профессор Чандер Велу из Кембриджского института производства. «Интересно, что инструмент, предназначенный для повышения производительности труда, имел противоположный эффект, по крайней мере, на первых порах. Мы хотели выяснить, существует ли аналогичная картина с робототехникой».
«Мы хотели узнать, используют ли компании роботов для улучшения процессов внутри фирмы, а не для улучшения всей бизнес-модели», — говорит соавтор исследования д-р Филип Чен. «Маржа прибыли может быть полезным способом анализа».
Исследователи изучили данные по 25 странам ЕС (включая Великобританию, которая в то время являлась членом ЕС) за период с 1995 по 2017 год. Несмотря на то, что данные не были детализированы до уровня отдельных компаний, исследователи смогли рассмотреть целые отрасли, в первую очередь обрабатывающую промышленность, где широко используются роботы.
Затем исследователи получили данные по робототехнике из базы данных Международной федерации робототехники (IFR). Сопоставление этих двух наборов данных позволило проанализировать влияние робототехники на размер прибыли на уровне отдельных стран.
«Интуитивно мы полагали, что большее количество роботизированных технологий приведет к увеличению нормы прибыли, но тот факт, что вместо этого мы видим U-образную кривую, оказался неожиданным», — сказал Чен.
«Первоначально фирмы внедряют роботов, чтобы создать конкурентное преимущество за счет снижения затрат», — сказал Велу. «Но инновационные процессы дешево копируются, и конкуренты также будут внедрять роботов, если это поможет им производить свою продукцию более дешево. Это приводит к сокращению маржи и снижению нормы прибыли».
Затем исследователи провели серию интервью с американскими производителями медицинского оборудования, чтобы изучить их опыт внедрения роботов.
«Мы обнаружили, что внедрить робототехнику в бизнес не так-то просто — оптимизация и автоматизация процессов стоит больших денег», — говорит Чен.
«Когда вы начинаете внедрять все больше и больше роботов в свой процесс, в конце концов, вы достигаете точки, когда весь процесс должен быть перепроектирован снизу вверх», — сказал Велу. «Важно, чтобы компании разрабатывали новые процессы одновременно с внедрением роботов, иначе они достигнут той же самой критической точки».
По мнению исследователей, если компании хотят быстрее выйти на прибыльную сторону U-образной кривой, важно, чтобы бизнес-модель адаптировалась одновременно с внедрением роботов. Только после того, как роботы будут полностью интегрированы в бизнес-модель, компании смогут в полной мере использовать возможности робототехники для разработки новых продуктов, что приведет к увеличению прибыли.