Инженеры по управлению полетом ожидают потери связи с частным американским лунным кораблем «Одиссей», что прервет миссию через пять дней после его приземления набок, пишет Reuters.
Еще точно неизвестно, сколько научных данных может быть потеряно в результате сокращения продолжительности жизни «Одиссея», который, по предыдущим оценкам компании компания Intuitive Machines, стоящая за космическим кораблем, и ее крупнейшего клиента NASA, должен был работать на Луне от семи до 10 дней.
Прогноз компании о преждевременном завершении миссии был обнародован после того, как появились новые подробности о сокращенных вариантах испытаний и человеческих ошибках, которые привели к отказу дальномеров с лазерным наведением космического корабля перед его приземлением в прошлый четверг возле южного полюса Луны.
Представитель Intuitive Machines заявил, что потеря дальномеров произошла из-за решения компании отказаться от испытательных запусков лазерной системы, чтобы сэкономить время и деньги во время предполетных проверок «Одиссея» в Космическом центре NASA имени Кеннеди во Флориде.
«Конечно, мы могли бы кое-что сделать, чтобы протестировать его и действительно запустить. Это заняло бы очень много времени и очень дорого», — сказал Reuters в субботнем интервью Майк Хансен, глава подразделения навигационных систем компании. «Так что это был риск для компании, который мы признали и пошли на этот риск».
В пятницу компания Intuitive Machines сообщила, что лазерные дальномеры, предназначенные для передачи показаний высоты и скорости движения в автономную навигационную систему «Одиссея», оказались неработоспособными, поскольку инженеры компании не позаботились разблокировать предохранительный выключатель лазеров перед запуском 15 февраля. Замок, аналогичный предохранительному выключателю огнестрельного оружия, можно отключить только вручную.
Сбой дальномера, обнаруженный всего за несколько часов до спуска нп поверхность Луны, вынудил диспетчеров полета отправить «Одиссей» на дополнительный виток по орбите, пока они импровизировали обходной путь, чтобы избежать катастрофической аварийной посадки.
Майк Хансен, инженер, разработавший «заплатку» для программного обеспечения, которая решила проблему, сказал, что компании еще предстоит определить, могло ли импровизированное навигационное решение, в котором использовалась экспериментальная система, поставляемая NASA на посадочном модуле, быть фактором боковой посадки космического корабля.
Недавно опубликованные изображения, сделанные космическим кораблем NASA Lunar Reconnaissance Orbiter, показали «Одиссеq» в виде крошечного пятнышка на поверхности Луны, в пределах мили (1,5 км) от предполагаемого места приземления, рядом с кратером под названием Малаперт А. Intuitive Machines также опубликовала изображения Одиссея, сделанные во время его спуска, но их еще не было с поверхности.
Компания заявила во время своего первого брифинга после приземления в пятницу, что «Одиссей» зацепился нижней частью одной из своих шести посадочных опор за неровную лунную поверхность при последнем спуске и опрокинулся, остановившись горизонтально, и, по-видимому, опираясь на камень.
Руководители Intuitive Machines предположили, что скорость движения космического корабля при приземлении, примерно в два раза превышающая ожидаемую, могла стать причиной опрокидывания. Но оставалось неясным, могло ли использование оригинальных лазерных дальномеров изменить ситуацию.
В любом случае, боковое положение «Одиссея» существенно ограничивало количество воздействия солнечного света на его солнечные панели, необходимого для подзарядки батарей. Более того, две его антенны были направлены к земле, что затрудняло связь с посадочным модулем, сообщила компания в пятницу.Руководители Intuitive Machines заявили тогда, что инженерам потребуется больше времени, чтобы оценить, как это повлияет на миссию в целом.
В обновлении, опубликованном в понедельник, компания из Хьюстона сообщила: «Полетные диспетчеры намерены собирать данные до тех пор, пока солнечные панели посадочного модуля не перестанут подвергаться воздействию света. Основываясь на положении Земли и Луны, мы считаем, что полетные диспетчеры будут продолжать взаимодействовать с «Одиссеем» до утра вторника», то есть, пять дней после приземления.
NASA, у которого на борту корабля имеется несколько исследовательских инструментов, заявило, что эти полезные нагрузки были предназначены для работы в течение семи дней на солнечной энергии, прежде чем солнце зайдет над полярной посадочной площадкой.
Руководители компании сообщили журналистам в пятницу, на следующий день после приземления «Одиссея» , что его полезная нагрузка сможет функционировать около девяти или десяти дней при «наилучшем сценарии». Акции Intuitive Machines в понедельник упали на 35%.
Несмотря на неидеальное приземление, «Одиссей» стал первым американским космическим кораблем, совершившим посадку на Луну с тех пор, как в 1972 году в рамках последней миссии NASA «Аполлон» с экипажем на поверхность Луны высадились астронавты Джин Сернан и Харрисон Шмитт
Это также была первая посадка на Луну коммерческого космического корабля, а также первая посадка на Луну в рамках программы NASA «Артемида», целью которой является возвращение астронавтов на естественный спутник Земли в этом десятилетии.
Компания Intuitive Machines заявила, что потратила около 100 миллионов долларов на посадочный модуль и получила 118 миллионов долларов от НАСА в рамках программы агентства Commercial Lunar Payload Services (CLPS) — малобюджетной попытки стимулировать полеты на Луну частными предприятиями.