Как искусственный интеллект создает финансовые сервисы нового поколения

Развитие технологий искусственного интеллекта (ИИ) в финансовом секторе предвещает появление новых продуктов и услуг, которые будут лучше учитывать индивидуальные потребности клиентов.

Как искусственный интеллект создает финансовые сервисы нового поколения

Это мнение высказали участники рынка, опрошенные Банком России в начале 2024 года. Хотя ожидается, что изменения произойдут в течение следующих 3–5 лет, некоторые инновационные услуги, такие как ИИ-ипотека, уже начали внедряться, пишут «Ведомости».

ИИ в банковской сфере перестал быть лишь инструментом для оценки кредитоспособности и стал комплексной технологией, которая трансформирует все бизнес-процессы в финансовых учреждениях. Это, по мнению представителей Дом.РФ, способствует повышению уровня безопасности и удобства сервисов. В 2023 году институт создал лабораторию ИИ, которая занимается разработкой и внедрением современных ИИ-решений для банков. Например, в приложении банка Дом.РФ функционирует чат-бот, который помогает клиентам классифицировать запросы и находить подходящие ипотечные предложения без необходимости обращения к оператору.

Еще одним инновационным решением от Дом.РФ является система на основе машинного обучения для автоматического распознавания данных в договорах на покупку недвижимости. Этот сервис был анонсирован в начале июля 2024 года. Заместитель председателя правления банка Николай Козак сообщил, что теперь ИИ будет автоматически извлекать нужные данные из договоров, что значительно упростит работу сотрудников.

Другим важным направлением является гиперперсонализация, о которой упомянул Максим Коновалихин, старший вице-президент банка ВТБ. Банк запустил программу «Цифровой помощник», которая использует технологии больших языковых моделей для решения индивидуальных запросов клиентов. Это позволяет не только давать точные ответы, но и предугадывать потребности пользователей.

По словам Павла Сварника, исполнительного директора IT-кластера «МТС банка», ИИ и сопутствующие технологии продолжают развиваться в таких областях, как клиентский маркетинг и борьба с мошенничеством. Он отметил, что в будущем ИИ значительно упростит процесс получения финансовых услуг для клиентов.

Согласно опросу, проведенному ЦБ в начале 2024 года, 79% участников финансового рынка планируют интегрировать ИИ в свои стратегические планы. Большинство респондентов (91%) уверены, что внедрение ИИ положительно скажется на стоимости финансовых услуг, так как оно снижает операционные затраты и улучшает управление рисками. Ожидается, что в течение следующих 3–5 лет новые технологии приведут к созданию инновационных продуктов и улучшению клиентского обслуживания.

Среди более амбициозных идей применения ИИ в банковской сфере выделяются цифровые наставники для клиентов, которые помогут им в различных ситуациях, а также создание цифровых двойников для тестирования продуктов. Максим Григорьев, генеральный директор Ассоциации «Финтех», отметил, что внедрение генеративных языковых моделей также становится важным трендом. Эти технологии тестируются в рамках технологической песочницы АФТ и помогут компаниям разрабатывать новые и улучшать существующие продукты.

  • Другие новости