BlackBerry: первый в мире смартфон, который произвел революцию, а затем пропал

Этот телефон был культовым фаворитом до появления iPhone. Новый уморительный комедийный фильм «BlackBerry» раскрывает причины этого.

BlackBerry: первый в мире смартфон, который произвел революцию, а затем пропал

Взлет и падение первого в мире смартфона — тема новой мрачной комедии «BlackBerry». Адаптированная режиссером Мэттом Джонсоном и соавтором Мэтью Миллером по бестселлеру 2015 года «Потеря сигнала», BlackBerry рассказывает историю компании, созданной одержимыми звездными войнами ботаниками, которая ненадолго произвела революцию в сфере коммуникаций — пока не появился iPhone.

Research in Motion (RIM), канадская компания мобильной связи, которая в период своего расцвета занимала 45% рынка мобильных телефонов в США, была основана лучшими друзьями Майком Лазаридисом (в фильме его играет Джей Барушель) и Дагом Фрегином (Джонсон). История BlackBerry начинается в 1996 году, когда эти двое предлагают свой «мобильный телефон и устройство для отправки электронной почты» бизнесмену и MBA из Гарварда Джиму Балсилли (Гленн Хауэртон). Технически подкованные, но бесхитростные предприниматели представляют проект своего запатентованного устройства, которое может подключаться к бесплатному беспроводному интернету по всей Северной Америке.

Предложение проваливается, но в итоге Балсилли становится сопредседателем Лазаридиса и привносит в команду столь необходимый опыт продаж и маркетинга. Они успешно запускают BlackBerry в качестве первого в мире смартфона, который пользуется огромной популярностью, но менталитет Бэлсилли «рост любой ценой» разрушает основополагающий принцип Лазаридиса: создавать лучший продукт, несмотря ни на что.

BlackBerry: первый в мире смартфон, который произвел революцию, а затем пропал

Это лишь один из бизнес-уроков, которые фильм хорошо раскрывает. В интервью изданию Inc. Джонсон поделился следующим:

1. Не все, что считается «невозможным», на самом деле невозможно.

Ключевой момент в фильме наступает, когда инженеры RIM заявляют, что больше не следует продавать устройства BlackBerry, поскольку добавление новых телефонов в сеть приведет к ее краху. Однако, нуждаясь в увеличении доходов компании, чтобы предотвратить поглощение со стороны PalmPilot, Балсилли нанимает лучших инженеров из ведущих мировых технологических компаний для решения этой проблемы.

Если вы думаете, что зашли в тупик, и авторитетные лица говорят вам: «Мы не можем этого сделать», часто они говорят, что для того, чтобы сделать то, что вы хотите, вам придется проделать много работы, которую они не хотят делать», — говорит Джонсон. «Распознать, что вам говорят именно это, а не «это невозможно», — важный навык для молодых людей».

2. Успешные предприятия не просто решают проблему.

Добавление функции электронной почты в мобильные телефоны, несомненно, было технологическим прорывом, но создание категории смартфонов не защитило RIM от конкуренции со стороны других инновационных компаний. По словам Джонсона, одной из причин, по которой Apple смогла сделать BlackBerry практически в одночасье устаревшей, было то, что у компании было ценностное видение того, каким может быть смартфон.

«Вам действительно нужно продавать своим клиентам видение жизни, а не просто что-то для решения сиюминутной проблемы», — говорит он.

3. Потеря культуры компании может привести к потере компании.

В начале фильма, когда Фрегин и Лазаридис сообщают своим сотрудникам, что их предложение провалилось, они смягчают удар «хорошей новостью» о том, что устраивают импровизированный вечер кино и покажут фильм «Налетчики из потерянного ковчега», что сразу же поднимает всем настроение. Но к тому времени, когда RIM становится крупной публичной компанией, почти все следы культуры товарищества, когда сотрудники были рады работать долгие часы вместе, исчезают. По словам Джонсона, утрата этой культуры способствовала тому, что компания потеряла из виду свою миссию.

«Не принимайте как должное нематериальные аспекты вашего бизнеса, которые не имеют статей расходов, например, братство», — говорит Джонсон. «Вы не узнаете об этом, пока оно не исчезнет, и тогда оно действительно может стоить вам дорого, как это случилось с этими ребятами».

  • Другие новости