Шведский стартап разрабатывает электрические дороги для зарядки автомобилей во время движения

В скромной промышленной зоне на окраине Лунда, университетского городка на юге Швеции, команда инженеров работает над технологией, которая может — если ее можно будет масштабировать — кардинально изменить способ езды на наших автомобилях.

Шведский стартап разрабатывает электрические дороги для зарядки автомобилей во время движения

Стартап Elonroad модернизирует дороги, чтобы заряжать автомобили во время движения (представьте себе это как гигантский Scalextric). Компания получила свое название не от имени Илона Маска, как многие предполагают, а от шведского слова «el», означающего «электрический».

Карин Эббингауз, генеральный директор Elonroad, говорит, что переход на электромобили должен сопровождаться инновациями в зарядной инфраструктуре. «В электромобилях мы сняли бак и заменили его аккумулятором, но точка зарядки выглядит так же, как при заправке бензина», — говорит она. — Мы просто копируем старую структуру».

У Elonroad совсем другая идея. «Мы можем передавать энергию так же, как мы транслируем музыку», — говорит Эббингауз, имея в виду, что батареям не потребуется такая большая емкость, что потенциально сократит расходы на автомобили и устранит необходимость в инфраструктуре зарядки на обочине.

Как работают электрические дороги
Компания Elonroad, основанная в 2014 году, встраивает в существующие дороги полосы из алюминия и резины. Когда по ним проезжает машина, они посылают радиосигнал, чтобы определить, разрешено ли этому транспортному средству заряжаться. Если да, то он включает ток в полосе, и автомобиль подхватывает его во время движения.

«Если вы водите грузовик, вы можете проехать один километр по дороге и получить один километр дополнительного пробега. Если у вас небольшой электромобиль, вы проедете три или четыре километра», — говорит Эббингауз.

Автомобили необходимо модернизировать, включив в них приемники, способные воспринимать заряд, но Elonroad заявляет, что планирует открыть исходный код технологии, необходимой для модернизации автомобиля, чтобы уменьшить влияние этой проблемы. Датчики на дороге сообщают компании, сколько энергии израсходовал автомобиль, чтобы они могли выставить счет клиенту.

По словам Эббингауза, помимо дорог, эту технологию можно использовать в таких местах, как контейнерные порты, заводы или шахты, где транспортные средства снова и снова проезжают один и тот же маршрут, поэтому потребуется меньшее количество электронных дорог.

Правительства делают ставку на электрические дороги
Несколько правительств выразили интерес к электрическим дорогам, чему способствует новый закон, который с 2035 года фактически запретит продажу всех автомобилей с двигателями внутреннего сгорания в Европейском Союзе

Французское правительство в настоящее время строит пробный участок электрической автомагистрали длиной две с половиной мили недалеко от Парижа. Elonroad — одна из трех компаний, использующих технологии в испытаниях. Если испытание пройдет успешно, Франция планирует построить от 3000 до 4000 км к 2030 году.

Швеция уже реализовала ряд пилотных проектов и планирует электрифицировать одну из своих автомагистралей. В рамках испытаний в Швеции компания Elonroad проложила в Лунде участок дороги длиной в один километр при финансовой поддержке Шведского управления дорожного движения.

Над технологией электронных дорог также работают немецкая транснациональная компания Siemens, которая разрабатывает надземную электрификацию, похожую на трамвай, и израильская Electreon, работающая над технологией, аналогичной технологии Elonroad.

1 миллион евро за километр
Километр электрической дороги обойдется примерно в 1 миллион евро. Огромная сумма, особенно с учетом того, что технологии аккумуляторов продолжают развиваться и могут достичь уровня, когда автомобили смогут преодолевать большие расстояния без необходимости подзарядки. Это делает электрифицированные дороги менее актуальными для инвестиций.

Эббингауз говорит, что инновации в области аккумуляторов большей емкости могут в какой-то момент повлиять на модель бизнеса ее компании, но у нас не обязательно будет место для необходимого количества точек зарядки, если мы электрифицируем весь автопарк.

«Если мы хотим электрифицировать все общество, нам понадобится гораздо больше зарядки и масса разных альтернатив», — говорит она.

Финансирование Элонроуд
Стартапы, стремящиеся построить инфраструктуру, такие как Elonroad, сталкиваются с большими капитальными затратами. Компания сообщила Sifted, что ее убыток за 2022 год составил 12,6 млн шведских крон (1,2 млн долларов), но прогнозирует выручку в 3 млн евро в 2023 году и 7 млн ​​евро в 2024 году.

Помимо создания технологий для электродорог, у Elonroad есть коммерческий продукт, который заряжает транспортные средства, пока они стоят на месте, экономя место на заводах и логистических центрах. Компания заключила контракт с логистическим гигантом Martin & Servera.

Ранее она получила поддержку от инвесторов, включая Almi Invest, Bring Ventures, Unreasonable Impact, EIT Urban Mobility и Европейский совет по инновациям.

«Мы собираем около 10 миллионов евро. В настоящее время в такой обстановке сложно расти, особенно если вы занимаетесь производством оборудования. И мы не базируемся в Стокгольме, и, — шутит Эббингауз, — у меня нет ни жилета Patagonia, ни бороды».

  • Другие новости