Ожидается, что один из самолетов вертикального взлета и посадки Jetoptera будет развивать скорость около 614 миль в час, что примерно равно скорости коммерческого реактивного авиалайнера.
Чтобы освободить людей от пробок, десятки компаний разрабатывают транспортные средства с вертикальным взлетом и посадкой (СВВП), которые могли бы быстро перевозить пассажиров по городам. Как и вертолеты, большинство разрабатываемых СВВП полагаются на пропеллеры для создания тяги, необходимой для полета, что может быть слишком шумным. «Жидкостная двигательная установка» одного стартапа использует сжатый воздух и поэтому работает намного тише.
Стартап из Сиэтла Jetoptera разрабатывает транспортные средства с вертикальным взлетом и посадкой (СВВП) с безлопастными силовыми установками, которые потенциально сделают городские полеты в будущем тише, безопаснее и быстрее.
Ожидается, что доля населения мира, проживающего в городах, увеличится с 50% сегодня до почти 70% к 2050 году, а это означает, что наши и без того переполненные городские улицы, вероятно, станут еще более загруженными.
Jetoptera описывает свою систему Fluidic Propulsion System как «безлопастный вентилятор на стероидах».
Чтобы освободить людей от пробок, десятки компаний разрабатывают транспортные средства вертикального взлета и посадки, которые могли бы быстро перевозить пассажиров по городам, например воздушные такси Uber или Lyft.
Как и вертолеты, большинство разрабатываемых СВВП полагаются на пропеллеры для создания тяги, необходимой для полета. Хотя вращающиеся лопасти вертикального взлета и посадки, как правило, меньше и тише, чем большие одиночные лопасти вертолетов, они создают шум, который может быть разрушительным, если мы дойдем до того, что флот вертикального взлета и посадки летит над головой.
Jetoptera использует другой подход, заменяя стандартные вращающиеся пропеллеры «жидкостной двигательной системой» (FPS), которую она описывает как «безлопастный вентилятор на стероидах».
Как описывает Jetoptera, эта система посылает небольшое количество сжатого воздуха через обращенные назад прорези внутри кольцеобразного двигателя. Из-за так называемого «эффекта Коанда» этот воздух создает отрицательное давление, которое всасывает окружающий воздух в переднюю часть двигателя.
«В таких местах, как Нью-Йорк, Лос-Анджелес и Лондон, наш самолет не будет слышен, пока он не окажется на расстоянии около 200 футов».
В результате количество воздуха, выходящего из задней части подруливающего устройства, в 15 раз превышает количество воздуха, поступающего из компрессора. Двигатели можно расположить так, чтобы этот воздух давил на землю во время отрыва, а затем смещать для продвижения вертикального взлета и посадки вперед во время горизонтального полета.
В FPS нет движущихся частей, с которыми пассажиры могли бы соприкоснуться, и, основываясь на исследованиях, финансируемых Министерством обороны, Jetoptera говорит, что система является «самым бесшумным методом движения в небе».
Однако, в отличие от многих стартапов вертикального взлета и посадки, Jetoptera не стремится делать свои летающие автомобили электрическими — текущий план состоит в том, чтобы полагаться на газотурбинные генераторы, а это означает, что транспортные средства однажды могут облегчить наземное движение, но они не помогут решить проблему климатического кризиса.
«Мы независимы в отношении источника питания, — сказал Эвулет My Edmonds News в 2022 году. — Хотя батареи являются одним из многообещающих источников, технология батарей на данном этапе просто недостаточно развита».
«Мы не хотим становиться батареей с крыльями — нам нужно иметь возможность перевозить грузы и, в конечном итоге, людей», — продолжил он. «Поэтому, если мы хотим стать самолетом с электрическим приводом, кто-то должен изобрести аккумулятор получше».
Jetoptera в настоящее время разрабатывает несколько транспортных средств, оснащенных FPS, в том числе двухместный пригородный VTOL под названием J-2000.
Модель этого самолета в масштабе четверти поднялась в воздух в 2019 году, разогнавшись до максимальной скорости 90 миль в час. Они ожидают, что полномасштабная версия будет иметь дальность полета 200 миль и максимальную скорость 200 миль в час с грузоподъемностью от 450 до 800 фунтов.
Jetoptera также разрабатывает VTOL для ВВС США, который, как ожидается, будет развивать скорость около 0,8 Маха (614 миль в час), что примерно равно скорости коммерческого реактивного авиалайнера. Небольшая модель этой конструкции проходит испытания в аэродинамической трубе, и Jetoptera рассчитывает, что к 2025 году будет готов летающий демонстратор.
«Эти рабочие модели позволяют нам тестировать конструкцию планера и силовой установки… Мы надеемся, что к 2026 году у нас будет несколько прототипов, способных перевозить людей», — сказал Эвулет.