В бизнесе «бутстрэппинг» — это практика построения бизнеса без внешних капиталовложений.
Финансируемая за счет собственника — за счет внутренних источников, таких как сбережения, кредитные карты, ипотечные кредиты и кредиты — бизнес-модель может быть лучшим вариантом для тех, у кого нет опыта составления бизнес-планов или привлечения инвестиций.
Получение внешнего финансирования может быть сложным и напряженным. Некоторые основатели стартапов не хотят тратить время на поиск инвестора или делиться с ним своим доходом. «Начинающий» фокусируется на ключевых аспектах бизнеса, от разработки продукта до продаж.
Ограниченное финансирование также порождает более инновационные решения в развитии бизнеса, и бутстрэппер оставляет за собой право на все идеи и активы, накопленные в ходе развития бизнеса. В конечном счете, это делает бизнес более подходящим для инвестиций, как только он стартует. При этом учредитель бизнеса имеет полную свободу в принятии решений, не зависящую от мнения инвесторов.
Как и во всех типах бизнеса, наиболее успешными моделями на начальном этапе являются те, которые предоставляют продукт или услугу, решающую проблему. Платформа почтового маркетинга Mailchimp — яркий тому пример. Самофинансируемая и находящаяся в собственности, она была основана в 2001 году и превратилась в бизнес с годовым доходом в 700 миллионов евро, прежде чем была приобретена в 2021 году примерно за 12 миллиардов евро.
Другой хороший пример – это проект Tough Mudder. Он была создан с первоначальными инвестициями в размере около 10 000 евро от каждого из её основателей. Сегодня это одна из самых известных компаний, занимающихся соревнованиями на выносливость в отрасли, с более чем двумя миллионами участников.
С другой стороны, правильные инвесторы могут стать полезными наставниками, дающими бесценную информацию в начале бизнеса.
Главное преимущество в том, что вы в конечном итоге владеете всем этим. Но также вы держите свои варианты открытыми. Так что, если, кто-то захочет инвестировать позже, он может это сделать, и получить большую отдачу чем, если бы инвестировал раньше.
В общем, ключ успеха заключался в том, чтобы продать свой продукт как можно раньше и не ждать совершенства, а найти клиента, который был бы готов к совершенствованию вместе с вами.