Микропластик повсюду, причем в буквальном смысле слова, показывают исследования за исследованием. И хотя мы не можем ничего поделать с крошечными токсичными частицами, уже попавшими в наши океаны, реки и водоемы, мы можем попытаться замедлить выброс новых. Стартап Matter, получивший 10 млн долларов, пытается сделать это с помощью нового типа многоразового фильтра, который улавливает микроволокна до того, как они попадут в море и распадутся.
Синтетические (т.е. пластиковые) материалы для одежды, такие как полиэстер, рассыпаются на бесчисленные части при их изготовлении, ношении, стирке и выбрасывании. Прочные, токсичные и вездесущие, эти микроскопические обрывки полимеров попадают в организмы мелких водных обитателей, и затем проделывают свой путь вверх по пищевой цепочке, вызывая биологический хаос. И это только один вектор распространения материала.
Адам Рот, соучредитель и генеральный директор компании Matter, рассказал, что начал изучать эту проблему в 2017 году, когда стало ясно, насколько велика опасность микропластика.
«Мы видим, как это микрозагрязнение разрушает гематоэнцефалический барьер; оно изменяет показатели рождаемости; планктон поглощает его как сумасшедший. Я понял, что кто-то должен решить эту проблему, и, честно говоря, попытался найти других людей, на которых можно было бы работать», — рассказал Рот в интервью TechCrunch. «Но мне было ясно, что о масштабах этой проблемы не думают должным образом».
Имея опыт работы в машиностроении и в компаниях Dyson и GE, Адам Рот хорошо знаком с существующими экосистемами. Именно поэтому компания начала свою деятельность с небольшого успеха в прошлом году: на Kickstarter был выпущен дополнительный фильтр для домашних стиральных машин. Фильтр Gulp, как его называют, привлек большое количество сторонников, что свидетельствует (как это обычно и бывает при краудфандинге) об интересе потребителей к такого рода экологически чистым приборам.
Основное достижение компании Matter заключается в создании фильтра, который улавливает микропластик и не требует замены, как многие фильтры.
«Мы называем это регенеративной фильтрацией. Мы получаем материал и склеиваем его, не добавляя никаких химикатов или других веществ», — говорит Адам Рот. «Никто еще не делал этого без одноразовых деталей».
Собранная пластиковая пыль может быть отправлена обратно для повторного использования (есть применение в таких вещах, как изоляция) или, действительно, просто выброшена. Это очень похоже на ловушку для ворса в сушильной машине. Аналогичное количество волокон отделяется от одежды в стиральной машине, но сейчас они просто попадают в канализацию. Улавливание значительной их части — это хорошо, даже если они попадут на свалку. Финансирование проекта Gulp на Kickstarter было более чем полностью обеспечено, и компания Matter рассчитывает поставить его в срок или даже раньше.
Но продажа довольно дорогого дополнения добропорядочным гражданам мира — это все же «маленькое» решение. Но Адам считает, что другого выхода нет.
«Мы должны были начать с D2C, потому что, честно говоря, если бы мы сначала занялись крупным бизнесом, я бы умер раньше, чем мы получили деньги», — сказал он. «Это похоже на пятилетние циклы. Сейчас мы рассматриваем промышленные масштабы, очистку сточных вод, текстиль и т.д., где мы видим большие объемы воздействия, но важно охватить оба конца шкалы. Не стоит недооценивать воздействие на уровне потребителей».
Правительство Франции вскоре потребует, чтобы стиральные машины включали в себя систему защиты от микропластика, и, вероятно, подобные законы не за горами и в других странах или юрисдикциях. Поэтому еще один кусок пирога бизнеса Matter — это интеграция непосредственно в стиральные машины, чтобы не было необходимости в дополнительных решениях.
Сегодня Matter объявила о раунде A в размере 10 млн долл. под руководством S2G Ventures и SOUNDWaves; последнюю вы можете узнать как венчурную компанию Эштона Катчера, часто посещающего TechCrunch Disrupt. Не осталась в стороне и компания Regeneration.VC Леонардо Дикаприо, а также Katapult Ocean и «небольшое количество» стратегов.
«Финансирование позволит открыть часть нашего бизнеса, связанную с промышленной фильтрацией», — сказал Адам Рот. «Большую часть денег мы потратим на людей, потому что технология, которую мы разработали, нас устраивает — теперь дело за работой с крупными клиентами. Они могут производить вещи с такими затратами, о которых я могу только мечтать. Они как поезд — им нужно время, чтобы тронуться, но как только они тронулись, они уже не останавливаются».
О дальнейших шагах Matter можно будет узнать по мере того, как пилотные проекты будут приносить свои плоды — в течение ближайшего года компания проведет испытания в Турции, Мексике, Индии и Шри-Ланке, а в 2025 г. планирует увеличить объем производства до миллионов фильтров (включая фильтры всех размеров).