Исследователи Московского государственного психолого-педагогического университета (МГПУ) обнаружили значительные изменения в развитии детей раннего возраста и в поведении их родителей в XXI веке.
Исследование проводилось под руководством доктора педагогических наук, профессора Айшат Шахмановой, которая отметила, что стремительные изменения в окружающем мире оказывают серьезное влияние на социализацию детей.
Результаты исследования показывают, что малыши начинают осваивать цифровые устройства уже в возрасте от 6 до 12 месяцев. К двум годам более 80% детей умеют пользоваться сенсорными экранами, а к трем годам около половины детей самостоятельно играют в мобильные игры.
Несмотря на это, основные потребности детей в эмоциональном взаимодействии и физическом контакте с взрослыми остаются прежними. Однако форма этого взаимодействия претерпевает изменения. По данным исследования, современные родители стали проводить на 30% меньше времени на непосредственное общение с детьми по сравнению с началом 2000-х годов.
Ученые отмечают, что родители стали более осведомлены о важности раннего развития. 75% опрошенных считают, что целенаправленное развитие ребенка должно начинаться до достижения им трехлетнего возраста, тогда как в начале 2000-х годов так считали лишь 30%.
Тем не менее, это приводит к негативным последствиям. 40% родителей признались, что стремятся ускорить развитие своих детей, часто игнорируя естественные этапы этого процесса. Каждый третий ребенок младше трех лет посещает более двух развивающих занятий в неделю.
Исследование также выявило изменения в отношениях между детьми и родителями на фоне современных информационно-коммуникационных технологий. 60% родителей сообщили, что используют цифровые устройства для развлечения своих детей, чтобы освободить время для выполнения своих дел.
Профессор Шахманова подчеркивает необходимость дальнейших глубоких исследований в области психологии и педагогики раннего детства. С 2000 по 2022 год было защищено всего 42 кандидатские диссертации по вопросам психологии и педагогики развития детей раннего возраста, что явно недостаточно для полного понимания происходящих изменений.
Исследователи МГПУ выделили несколько ключевых направлений для будущих исследований. Это включает изучение особенностей когнитивного и социального развития современных детей раннего возраста, влияние цифровых технологий на формирование привязанности и изменения в родительских установках и воспитательных практиках.
Результаты работы подчеркивают необходимость пересмотра подходов к созданию среды для детей раннего возраста. Ученые рекомендуют сочетать традиционные методы развития с новыми технологиями, уделяя особое внимание эмоциональному взаимодействию между детьми и взрослыми.