Согласно имеющимся исследованиям, успешность социального взаимодействия во многом зависит от синхронизации действий. Например, когда участники музыкальной группы согласовывают свои движения с солистом, качество выступления значительно улучшается.
Также известно, что во время вербального общения происходит синхронизация на уровне мозговой активности. Однако до сих пор не было ясно, что именно влияет на это взаимодействие: сами слова или другие аспекты, такие как язык тела и интонация.
Исследователи из Принстонского и Нью-Йоркского университетов (США) установили, что синхронная активность мозга двух людей во время разговора может быть смоделирована с учетом используемых слов и их контекста. Результаты их работы были опубликованы в журнале Neuron.
С помощью электрокортикографии ученые собрали данные о мозговой активности пар пациентов с эпилепсией во время естественных бесед и проанализировали стенограммы этих разговоров. Выяснилось, что специфическая активность, связанная с каждым словом, достигала пика примерно за 250 миллисекунд до его произнесения говорящим и примерно через 250 миллисекунд после его восприятия слушателем.
Можно наблюдать, как лексический контент формируется в мозгу говорящего, прежде чем он произнесет его, и как этот же контент быстро возникает в мозгу слушателя после того, как он его услышал, пояснили авторы исследования.
Ученые также отметили, что активность мозга связана не только с самим словом, но и с его значением в контексте. Например, слово «cold» в английском языке может означать как низкую температуру, так и определенные качества личности или состояние здоровья в зависимости от окружающих слов.
Для извлечения контекста каждого слова, произнесенного в разговоре, исследователи использовали нейросеть GPT-2 и обучили модель, предсказывающую изменения мозговой активности в процессе общения. Результаты модели оказались более точными, чем в предыдущих исследованиях, что подчеркивает важность контекста.
В будущем ученые планируют расширить свои исследования и применить контекстный подход к другим видам данных о мозговой активности. Например, использование функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ) может помочь понять, как работают различные области мозга во время разговора, которые недоступны для электрокортикографии.