По данным консалтинговой компании Nikoliers, в 2024 году количество новых российских ритейловых брендов сократится на 20% по сравнению с прошлым годом, что составляет 32 марки.
В то же время активность зарубежных брендов осталась на уровне предыдущего года, пишет «Коммерсант». Аналитики отмечают снижение интереса к категории fashion, которая ранее занимала значительную долю новых марок.
Ирина Царькова, директор департамента торговой недвижимости Nikoliers, связывает это с высоким уровнем развития одежды в 2023 году. В этом сегменте наблюдался большой приток новых местных брендов, что было связано с возвращением иностранных марок и открытием новых компаний.
Снижение числа новых локальных брендов также обусловлено падением посещаемости физических магазинов, как отмечает Екатерина Ногай, руководитель департамента исследований и аналитики IBC Real Estate. Из-за уменьшения потока покупателей многие сети начали закрывать свои магазины, о чем сообщали «Ъ» 10 сентября. Аналитики сервиса «Чек Индекс» также зафиксировали снижение покупок в fashion-сегменте на 7% в период с января по август, что связано с увеличением среднего чека на 11%.
Новые игроки стремятся открыть свои магазины в крупных торговых центрах, но высокие арендные ставки затрудняют это. Евгения Деревяшкина, ведущий консультант аналитической компании «Магазин магазинов», поясняет, что ограниченный ввод новых площадей в торговых центрах приводит к низкому уровню вакантности, что также мешает выходу новых брендов. Прогнозируется, что к концу года вакантность торговых центров в Москве снизится до 6,5%.
Сокращение объемов импорта также негативно сказалось на появлении новых российских брендов: санкции увеличивают сроки сделок и расходы на доставку материалов, отмечает Надежда Сложеникина из CMWP. Открытие собственного производства связано с дополнительными затратами из-за роста валютного курса и нехватки кадров. Алексей Ванчугов, управляющий партнер «Ванчугов и партнеры», подтверждает, что в текущих экономических условиях компании чаще отказываются от новых проектов.
Тем не менее зарубежные бренды продолжают выходить на российский рынок. По предварительным данным третьего квартала, появилось 18 новых марок столько же, сколько за аналогичный период прошлого года. Алексей Ванчугов считает, что иностранные компании не так сильно подвержены влиянию экономической ситуации в России: у них есть готовая продукция и они ищут новые рынки сбыта. Однако им необходим российский партнер для выхода на местный рынок, добавляет Евгения Деревяшкина.