Ассоциация канцелярского рынка (АКР) обратилась к председателю правительства Михаилу Мишустину с письмом, в котором выразила обеспокоенность кризисом в офлайн-торговле канцелярскими товарами из-за деятельности маркетплейсов.
По мнению ассоциации, такие площадки, как Wildberries, Ozon, «Яндекс маркет» и «Сима-ленд», ведут себя недобросовестно и нарушают налоговое законодательство, пишут «Ведомости».
В частности, АКР утверждает, что маркетплейсы заключают посреднические договоры с поставщиками, чтобы не платить НДС, и используют льготы для IT-компаний. Кроме того, ассоциация обвиняет их в массовом привлечении самозанятых, что позволяет экономить на НДФЛ и страховых взносах. По оценке АКР, теоретическая недоплата может составлять 1 трлн рублей в год.
В ассоциации считают, что действия маркетплейсов ставят под угрозу существование тысяч канцелярских магазинов по всей стране и затрагивают благополучие многих сотрудников отрасли. АКР просит правительство заставить маркетплейсы платить налоги наравне с классическими онлайн-магазинами, а также принять меры по защите от доминирующих игроков рынка и усилить контроль за ними и продавцами товаров на этих площадках.
Представитель сети «Леонардо» подтвердил проблему острой конкуренции с маркетплейсами, которая приводит к закрытию магазинов канцелярских и офисных товаров. По его словам, за последние 12 месяцев компания была вынуждена закрыть несколько торговых точек.
В свою очередь, президент Ассоциации компаний интернет-торговли Артем Соколов заявил, что маркетплейсы платят налоги в рамках законодательства и не применяют IT-льготы по налогу на прибыль и пониженные соцвзносы. Партнеры маркетплейсов самостоятельно декларируют и уплачивают налоги.
Опрошенные юристы считают, что претензии АКР вряд ли могут стать основанием для серьезных налоговых проверок маркетплейсов. Деятельность площадок по «агентской» модели не противоречит законодательству, а утверждение о том, что они должны платить налоги как классические онлайн-магазины, «не выглядит убедительным».
Доминирование онлайн-сегмента в торговле неизбежно, и классическим магазинам трудно соперничать с маркетплейсами, которые могут предложить более низкие цены из-за специфики работы. Так, набор из четырех гелевых ручек на Ozon можно купить за 40 рублей против 260 рублей в магазинах сети «Комус