Представьте, что в недалеком будущем вы совершаете ежедневное путешествие по метавселенной и встречаете Колина Каперника. Это не тот Колин Каперник из плоти и крови, а цифровой аватар бывшей звезды НФЛ. При взаимодействии с Каперником компания Nike, спонсор Каперника, становится частью этого опыта. Независимо от того, являетесь ли вы поклонником Nike или нет, его присутствие, по крайней мере, подтверждает идентичность и историю бренда.
Реклама всегда шла навстречу миру, в котором технологии завладевали глазами и ушами. Если первой волной рекламы были печатные издания и рекламные щиты, за ними последовало радио, а телевидение дало начало новой итерации в 1950-х годах, построенной на 30-секундном ролике, продолжавшаяся до появления Всемирной паутины в 1990-х годах.
Однако в середине 2010-х годов среднее время просмотра телевизора сократилось с 4,2 часа до нынешних 3,17 часа, и, по прогнозам, это время продолжит сокращаться в течение всего десятилетия. Хотя нет уверенности в том, что сокращение времени просмотра телевизора означает переход к метавселенной — концептуальному виртуальному миру, в котором люди будут взаимодействовать друг с другом с помощью гарнитур или «умных» очков и виртуальной реальности, многие руководители рекламных компаний рассчитывают на это.
Термин «метавселенная» восходит к научно-фантастическому роману Нила *Стивенсона «Лавина» 1992 года, в котором люди в виде аватаров взаимодействовали в трехмерном виртуальном пространстве, чтобы спастись от антиутопической реальности. В этом году эта идея получила широкое распространение после того, как компания Facebook* провела ребрендинг, назвав себя Meta Platforms*, в котором отмечается, что его цель — «оживить метавселенную и помочь людям общаться, находить сообщества и развивать бизнес».
Марк Цукерберг назвал метавселенную «воплощенным Интернетом», который, в отличие от современного Интернета, дает человеку «ощущение присутствия».
Компании, занимающиеся видеоиграми, такие как Epic Games и Roblox уже давно закрепились в тренде метавселенной. Компания Nike, имеющая несколько патентов на продажу товаров в метавселенной, недавно создала Nikeland совместно с Roblox, и, похоже, каждая компания стремится что-то сделать.
«Наши усилия на сегодняшний день — это лишь пролог к тому времени, когда мы сможем еще теснее соединить физический и цифровой миры, что позволит рассказывать истории без границ в нашей собственной метавселенной Disney», — заявил генеральный директор компании Боб Чапек во время телефонного разговора о доходах за третий квартал.
«Метавселенная — это следующий рубеж, как и социальные сети, когда мы начинали свою деятельность», — заявил недавно в интервью CNBC бизнесмен-миллиардер Орландо Браво, соучредитель и управляющий партнер частной инвестиционной компании Thomas Bravo. «В нее можно инвестировать, и она будет очень большой».
Сейчас актуальным является вопрос о том, как монетизировать внимание пользователей метавселенной в этом новом виде медиа. Раньше реклама могла прерывать медиавпечатления пользователя. Например, реклама в газете появлялась на тех же страницах, на которых люди читали новости. Последующие изобретения, такие как радио, следовали тому же формату: передачи прерывались аудиорекламой. Позднее такой же формат стал использоваться и на телевидении.
Руководители рекламных компаний разработали иной подход к метаверсионной рекламе.
На первом этапе, по словам руководителей, бренды будут просто устанавливать цифровые рекламные щиты в метавселенной. Шаблоном для такой рекламы служат игры типа Tiki-Taka Soccer и FIFA Mobile, в которых рекламные щиты брендов одновременно повышают осведомленность и, если посетитель заинтересован, ведут к более подробной информации о продукте.
«Это будет очень похоже на то, что мы имеем сегодня в реальном мире», — считает Джейсон Велликетт, исполнительный вице-президент по цифровым технологиям маркетинговой консалтинговой компании R3. Он считает, что в метавселенной будут существовать системы, позволяющие производить и публиковать активы. «Точно так же, как у нас есть рекламные щиты на обочинах дорог или вывески [вне] домов, бренды смогут покупать такие виды размещения в среде Metaverse или в 3D-среде», — сказал он.
Это означает, что если, скажем, крупная компания, предоставляющая финансовые услуги, например Citibank, захочет установить в метавселенной стенд для обучения финансовому образованию, то она сможет это сделать.