Когда летом этого года оползень заблокировал устаревший Альпийский тоннель, соединяющий Италию и Францию, Ливио Амброджио знал, чем это обернется для его грузового бизнеса: временем и деньгами.
Закрытие 8-мильного туннеля Фрежюс привело к тому, что его логистической компании пришлось перенаправлять грузы через Швейцарию, что было не только хлопотно, но и добавляло дополнительные 10 000 евро к стоимости каждой поездки.
«Когда во Франции из-за оползня останавливаются пути, это немедленно отражается на ценах на дороги, которые растут», — говорит Амброджио, президент компании Ambrogio Trasporti SpA. «Конечно, ни один клиент не согласится с повышением цен».
Фрежюс является частью важнейшей сети дорог и туннелей, по которым ежегодно перевозится более 220 млн. тонн грузов через Альпийский горный хребет. Однако оползень этого года, а также сход поезда в Швейцарии и ограничения на транзит по другим маршрутам привели к тому, что многие важнейшие торговые артерии Европы оказались в общей сложности в затруднительном положении.
Для бизнеса это еще одна головная боль на фоне сохраняющихся после пандемии проблем с цепочками поставок, а также роста цен на энергоносители, сырье и рабочую силу. И это последнее, что нужно Европе, где производство уже давно находится в состоянии спада, а экономика почти не растет.
Италия особенно уязвима, учитывая ее местоположение, и проблемы этого года являются ярким напоминанием о том, что цепочки поставок, служащие ее экономическим спасательным кругом для остальной Европы, уязвимы, а в некоторых случаях буквально рушатся.
«Ситуация крайне серьезная, и Италия рискует оказаться отрезанной от остальной Европы», — говорит Сильвия Де Рокки, директор по нормативным и институциональным вопросам компании Captrain Italia, входящей в состав французской государственной железнодорожной компании SNCF. «Узкие места приводят к потере конкурентоспособности логистического сектора, а значит, и всей итальянской экономики».
Альпийский горный хребет протяженностью 1200 км — грозное препятствие для путешествий и торговли, испытавшее на прочность логистические возможности бесчисленных цивилизаций.
Исторические переходы приобрели легендарный статус, в частности, экспедиция Ганнибала на слонах во время Второй Пунической войны между Карфагеном и Римом. В 1800 году Наполеон в рамках военной кампании против австрийцев провел через перевал Сен-Бернар свою армию.
Сегодня 15 тоннелей и дорог соединяют Италию — через Францию, Швейцарию и Австрию — с остальной частью единого европейского рынка стоимостью 14,5 трлн. евро (15,5 трлн. долл. США). И хотя современные инженерные достижения, такие как Готардский тоннель в Швейцарии, позволили значительно сократить продолжительность таких поездок, они не всегда проходят гладко.
Готардский тоннель, открытый в 2016 г., попал в заголовки новостей этим летом по совершенно неуместным причинам, когда в августе грузовой поезд с вином, газировкой и другими товарами, направлявшийся в Северную Европу, сошел с рельсов, причинив серьезные повреждения самому длинному и глубокому тоннелю в мире.
В результате аварии пришлось закрыть на неопределенный срок одну из двух железнодорожных труб, по которым проходит 10% всех грузов, пересекающих Альпы. Полностью тоннель будет открыт только в следующем году.
Некоторые грузовые компании, например, итальянская Contship Group, перевели часть своих грузов на альтернативные маршруты, например, через перевал Симплон, который также соединяет Швейцарию и Италию. Компания Hupac Intermodal SA, расположенная в Кьяссо, относится к числу тех, кто продолжает пользоваться Готардским перевалом и ежедневно пропускает через неповрежденную трубу около 100 поездов. Это дает Hupac около 90-95% от его обычной пропускной способности.
«С точки зрения эксплуатации это очень сложная и хрупкая система, но пропускная способность есть, и пока мы продолжаем работать», — заявил представитель компании Hupac Ирмтраут Тонндорф.
Через две недели после инцидента на Готтарде оползень на востоке Франции заблокировал автомобильное и железнодорожное движение по туннелю Фрежюс, через который проходит 6% всех трансальпийских грузов.
В то время как автомобильный туннель Фрежюс был вновь открыт, железнодорожная линия остается закрытой. В связи с проблемой перегруженности дорог Франция и Италия договорились отложить основные работы в туннеле Монблан, в результате которых этот маршрут был бы закрыт более чем на три месяца. 58-летний подземный переход, соединяющий горнолыжные долины Курмайор и Шамони, по-прежнему будет закрыт на семь недель для проведения других ремонтных работ.
Тем временем в Швейцарии в этом месяце продолжался каскад трансальпийских сбоев, в результате которых автодорожный тоннель Готард был вынужден временно закрыть на пять дней после того, как с потолка упали куски бетона. По иронии судьбы, причиной инцидента могли стать расположенные неподалеку раскопки для прокладки второй транспортной трубы. Работы были приостановлены на время проведения расследования.
Эта цепь неожиданных событий подчеркивает хрупкость альпийской транспортной сети и накладывается на длительную политическую напряженность, затронувшую некоторые маршруты.
На восточном крыле Альп, на перевале Бреннер, из-за разногласий между Австрией и Италией по поводу оптимального способа снижения выбросов углекислого газа в атмосферу по-прежнему возникают транспортные заторы. В последние годы очереди из простаивающих большегрузных автомобилей, ожидающих пересечения четырехполосной трассы, достигали 70 км.
Спор возник в австрийском регионе Тироль, через который ежегодно проходят миллионы грузовых и легковых автомобилей.
Решение проблемы — железнодорожный тоннель стоимостью 10,5 млрд. евро — уже находится в стадии строительства, но, к сожалению, оно будет завершено только к 2032 году, и это при условии отсутствия задержек. Между тем, постоянные логистические затруднения на 30-километровом перевале сказываются на маршруте, на который приходится почти четверть всех трансальпийских грузоперевозок.
По мере обострения спора усиливается и риторика. Министр транспорта Италии Маттео Сальвини заявил в этом месяце, что введенные Австрией ограничения на движение нарушают правила Европейского союза и являются «вопиющим злоупотреблением, которое должно быть устранено».
Австрия защищает свои действия, ссылаясь, в частности, на ущерб окружающей среде.
«Люди, живущие там, страдают от шума, пробок и качества воздуха», — заявила министр энергетики Леонор Гевесслер в интервью телекомпании Puls24. «Ежегодно здесь проезжает больше грузовиков, чем по всем остальным перевалам вместе взятым. Это бремя для населения».
Тем временем предприятия обеспокоены тем, как они будут перевозить свою продукцию, снабжать своих клиентов и обеспечивать работой своих работников. В Италии, с трех сторон окруженной Средиземным морем, а с севера закрытой Альпами, эта проблема особенно актуальна.
«Европа — это наша жизнь», — говорит Амброджио. «Наши клиенты находятся в Европе».