Онлайн-гипермаркет строительных и ремонтных товаров «Всеинструменты.ру» намерен провести IPO на Московской бирже в ближайшие месяцы, рассчитывая привлечь 15–20 млрд рублей.
Об этом «Ведомостям» сообщили три источника, знакомые с деталями сделки. Представитель компании отметил, что «Всеинструменты.ру» постоянно рассматривает различные варианты для роста бизнеса, включая привлечение капитала через IPO, и в случае принятия решения об этом компания уведомит рынок.
«Всеинструменты.ру» занимает одно из ведущих мест на рынке DIY (do it yourself, «сделай сам»), согласно аналитическому агентству Infoline. Крупнейшим игроком в этой сфере является Leroy Merlin, чья доля в продажах в 2023 году снизилась с 10,67% до 9,97%, а выручка составила 566,8 млрд рублей без учета НДС. «Всеинструменты.ру» находится на втором месте, увеличив свою долю с 1,71% до 2,3% за год, с выручкой 132,8 млрд рублей. Третье место занимает «Петрович», выручка которого составила 128,8 млрд рублей, и его доля уменьшилась с 2,39% до 2,27%.
«Всеинструменты.ру» выделяется своими успехами в области электронной коммерции и лидирует по объемам и темпам роста онлайн-продаж: выручка компании в интернет-сегменте в 2023 году превысила 126 млрд рублей, что на 56,5% больше, чем в предыдущем году. Для сравнения, у «Петровича» этот показатель вырос на 9% до 63,1 млрд рублей, а у Leroy Merlin на 24% до 59,5 млрд рублей.
Согласно данным Infoline, общий объем рынка DIY в 2023 году составил 6,8 трлн рублей, из которых 3,1 трлн рублей пришлось на b2b-сегмент, а 3,8 трлн рублей на b2c. Среднегодовой рост обоих сегментов за период с 2018 по 2023 годы составлял 8,3%, а в 2023 году он достиг 14,4%. Выручка десяти крупнейших DIY-сетей в 2023 году увеличилась на 11,2% до 1,05 трлн рублей.
Мультикатегорийные маркетплейсы обычно работают по модели 3P (third-party), выступая посредниками между продавцом и покупателем, и зарабатывают на комиссиях и услугах для сторонних продавцов. В отличие от них, классические ритейлеры и e-commerce компании, такие как «Всеинструменты.ру», используют модель 1P (first-party), покупая товары у поставщиков и продавая их самостоятельно.
Генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров отметил, что в 2023 году трансформация рынка DIY продолжилась. Один из признаков этой трансформации стремительный рост онлайн-продаж. Сейчас наблюдается переориентация спроса от b2c к b2b, что связано с увеличением доли жилья, сдаваемого с отделкой, и переходом потребителей от модели «сделай сам» к модели «сделай для меня». Также снизились продажи материалов для комплексных систем и решений, включающих услуги по установке, ремонту и отделке.