1. Описание проблемы, решению/снижению остроты которой посвящен проект
Актуальность проекта для молодёжи
По данным статистики, в настоящее время в России насчитывается 12 миллионов 450 тысяч инвалидов. В Челябинской области проживает более 231 тысячи инвалидов – это около 7 процентов от общей численности населения. Однако, не все объекты социальной инфраструктуры являются доступными для людей с ограниченными возможностями, в том числе и учреждения культуры. Как известно, инвалиды, по сравнению с другими группами, наиболее ограничены в доступе к культурным ценностям. Поэтому необходимо создание доступной среды в учреждениях культуры, нацеленность на эффективность работы именно с данной категорией граждан, ведь часто люди, имеющие проблемы со здоровьем, оказываются в социальной и культурной изоляции.
Остро это касается детей, ограниченных в своих возможностях, но, тем не менее, обладающих яркой индивидуальностью. Поэтому необходимо проведение музейных занятий, которые одновременно развивают слух, осязание, вестибулярный аппарат, а также способствуют развитию мелкой моторики (например, занятия лепкой из пластилина).
2. Основные целевые группы, на которые направлен проект
Дети дошкольного, младшего, среднего и старшего школьного возрастас нарушениями зрения, а именно: слепые, с остаточным зрением и слабовидящие, страдающие косоглазием и амблиопией (у части этих детей имеется слабовидение или остаточное зрение, у остальных — риск развития низкого зрения).
3. Основная цель проекта
| Формирование благоприятной доступной среды развития для незрячих и слабовидящих детей, а также их социальная реабилитация и интеграция в общество. |
4. Задачи проекта
| 1.Расширение возможностей участия в жизни социума незрячих и слабовидящих детей посредством приобщения к музейным ценностям. 2.Содействие социальной адаптации и интеграции в общество детей с ограниченными возможностями здоровья, развитие творческих и коммуникативных навыков детей. 3.Формирование в обществе позитивного, толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья, обогащение ребенка новыми впечатлениями. 4.Предоставление детям возможности для самовыражения, самоутверждения посредством арт-терапии, в ходе которой ребята будут создавать объекты из различных материалов (соленого теста, бумаги) – таким образом, будет происходить коррекция представлений детей о форме, цвете, пространственном расположении предметов. 5.Модернизация содержания и форм музейной работы со слабовидящими детьми дошкольного и школьного возраста. 6.Разработка методических рекомендации для учреждений культуры и искусства, других субъектов социальной сферы по созданию условий, способствующих успешной адаптации в социуме дошкольников с нарушениями зрения. |
5. Методы реализации проекта |
|
1. |
Изучение методологических приемов дает возможность уточнить механизмы музейной коммуникации в рамках постоянной экспозиции Государственного исторического музея Южного Урала, вычленить процессы, происходящие во время коммуникационного акта. В результате изучения было обнаружено, что наиболее полно в работе с детьми с ОВЗ разработана методика проведения экскурсии с применением словесных методов обучения (рассказ, объяснение, беседа, лекция, работа с учебником, книгой, другим текстовым материалом, использование озвученных материалов). Необходимыми условиями использования словесных методов обучения выступают: учет запаса у детей чувственных образов, адаптация буквенно-цифровой информации (шрифт Брайля),определение оптимальной темповой нагрузки, способов письма, организация режима зрительной работы, особенности преподнесения вербальной информации, использование доступной наглядности, включение практических приемов и способов работы. Снять часть информационных барьеров для детей с нарушением зрения призван метод тифлокомментирования, с применением которого описательным рассказом создается представление об экспозиции, о ее наиболее редких и ценных элементах.
|
2. |
Наглядные методы обучения (демонстрационные и иллюстративные), их коррекционная направленность. Необходимые условия использования наглядных методов обучения: учет состояния зрения детей, доступность материала для восприятия, уровень развития тактильной чувствительности у слепых, целевые установки школьников по овладению знаниями основ наук, особенности познавательной деятельности детей, навыки обследования наглядного пособия и др.
|
3. |
Использование арт-терапии — освоение детьми различных творческих навыков: рисование на вертикальной поверхности в стиле наскальной живописи, лепка глиняной посуды различных эпох и др.
|
4. |
Количество методов реализации проекта не ограничено (описываются пункты календарного плана) |
6. Срок реализации проекта | Срок реализации проекта 1 год, но материально-техническую и теоретическую базу можно использовать как для отдельных тематических занятий, так и для проведения экскурсий для детей с ОВЗ в рамках постоянной экспозиции Государственного исторического музея Южного Урала. |
Сентябрь 2016 г. | |
Начало реализации проекта (день, месяц, год) | |
Сентябрь 2017 г. | |
Окончание реализации проекта (день, месяц, год) |
7. Календарный план реализации проекта |
№ | Мероприятие | Сроки (дд.мм.гг) | Количественные показатели реализации |
1. | На занятии «На лесной опушке» ребята узнают о богатстве и многообразии окружающего мира, познакомятся с флорой и фауной Челябинской области. Детям с ОВЗ будут предоставлены рельефные изображения животных и птиц, коллекция древесных растений. | В течение всего года | Для группы из 10 детей с ОВЗ будет проведено не менее 5 занятий в неделю |
2. | На занятии «Эпоха динозавров» школьники узнают, сколько миллионов лет назад появились рептилии, как происходило их изучение и, конечно, познакомятся с самыми известными представителями динозавров, в том числе и с морским ящером – мозазавром, останки которого были найдены на территории Челябинской области. Дети с ОВЗ тактильно «осмотрят» палеонтологическую коллекцию, а также коллекцию «Морское дно». | В течение всего года | Для группы из 10 детей с ОВЗ будет проведено не менее 5 занятий в неделю |
3. | Интерактивное занятие «Русская изба», где дети с ОВЗ познакомятся с убранством крестьянской избы. В рамках занятия можно будет прикоснуться к макету крестьянской избы, а также к предметам народного быта. Экскурсоводы, одетые в народные костюмы, расскажут детям о русском быте и русских народных традициях. В конце занятия ребята изготовят своими руками оберег в форме уточки из соленого теста. | В течение всего года | Для группы из 10 детей с ОВЗ будет проведено не менее 5 занятий в неделю |
4. | Занятие «Загадки наскальной живописи» познакомит ребят с пещерной живописью Урала при помощи широкого тактильного материала (рельефных изображений, моделей животных и орудий труда первобытного человека). В ходе занятия дети с ОВЗ освоят изготовление пиктограмм. | В течение всего года | Для группы из 10 детей с ОВЗ будет проведено не менее 5 занятий в неделю |
5. | Интерактивное занятие «Культура и быт народов Южного Урала», где школьники познакомятся с культурой и бытом коренных народов родного края. | В течение всего года | Для группы из 10 детей с ОВЗ будет проведено не менее 5 занятий в неделю |
6. | На занятии «Кладовая Урала» слепые и слабовидящие дети познакомятся со всем многообразием и уникальностью полезных ископаемых уральской земли, «осматривая» экспонаты руками. | В течение всего года | Для группы из 10 детей с ОВЗ будет проведено не менее 5 занятий в неделю |
7. | «Город, в котором я живу» поведает ребятам о прошлом и настоящем родного города. Дети смогут не только познакомиться с важными документами, рассказывающими об истории города, но и узнают, как выглядел Челябинск в начале ХХ века, проследят, как развивался город, превращаясь в крупнейший оборонный, промышленный и культурный центр страны. В ходе занятия будет предоставляться вспомогательный материал – макеты, муляжи. | В течение всего года | Для группы из 10 детей с ОВЗ будет проведено не менее 5 занятий в неделю |
8. | «Промышленность на Южном Урале». Занятие познакомит ребят с основами этапами развития промышленного производства на Южном Урале. Макет доменной печи позволит составить представление о работе заводских механизмов. | В течение всего года | Для группы из 10 детей с ОВЗ будет проведено не менее 5 занятий в неделю |
9. | «Дороги войны – дороги победы». На занятии ребята узнают о героическом пути добровольческого танкового корпуса, частью которой была 244-ая танковая бригада. В ходе музейного занятия дети с ОВЗ познакомятся с макетами боевых машин и танков. | В течение всего года | Для группы из 10 детей с ОВЗ будет проведено не менее 5 занятий в неделю |
10. | Обзорная экскурсия по постоянной экспозиции ОГБУК «Государственный исторический музей Южного Урала познакомит детей с историей родного края с древних времен до конца 20 века. Экскурсия будет сопровождаться тифлокомментарием, тактильным осмотром макетов и образцов материалов. | В течение всего года | На одной экскурсии побывают не менее 10 детей с ОВЗ. Предусмотрено проведение не менее 3-х адаптированных экскурсий в день |
8. Команда проекта перечислите должности в проекте, их функции, привлекаете ли вы к работе добровольцев, сколько их? | Гареева Алиса Махмутовна, Какуркина Валентина Анатольевна – руководители проекта, а также коллектив экспозиционного отдела Государственного исторического музея Южного Урала – экскурсоводы и научные сотрудники– будет осуществлять: 1.Разработку и адаптацию музейных занятий в рамках постоянной экспозиции Государственного исторического музея Южного Урала; 2.Проведение музейных занятийв рамках постоянной экспозиции Государственного исторического музея Южного Урала. Также к участию в проекте будут привлечены сотрудники Челябинской областной специальной библиотеки для слабовидящих и слепых. |
|
9. Партнеры проекта | Челябинская областная специальная библиотека для слабовидящих и слепых, ООО «Круст» — предприятие в области тифлотехники. |
10. Ожидаемые результаты
| |
Количественные показатели
| За последние годы обострилась проблема детского зрения. Только в городеЧелябинске в настоящее время 65,5% детей дошкольного и школьного возраста имеют различную степень нарушения зрения. Исходя из этого, разработка и внедрение специальных образовательных программ в канву музейных мероприятий позволит создать доступную среду для детей с ОВЗ, вследствиечего увеличится процент посещения музея детей с ОВЗ. |
Качественные показатели
| Детям с ОВЗ музейная экспозиция поможет побороть негативные психологические состояния, приобрести навыки межличностного общения. Государственный исторический музей Южного Урала станет площадкой для совместной работы обычных детей и детей с ОВЗ–тем самым будет сломлен стереотип взаимоотношений между здоровыми и «другими» детьми, ведь изолированность специальных воспитательных учреждений для людей с ограниченными возможностями приводит к исключению ребенка из многих социальных связей. Таким образом, мероприятия в рамках проекта позволят систематизировать работу по социально-культурной реабилитации незрячих детей в музеях. |
11. Методы оценки результатов | При достижении количественных и качественных показателей проект будет реализован успешно. |
12. Мультипликативность |
Создание методических рекомендаций будет способствовать распространению опыта по реализации проекта, а также совместная работа с областными и районными музеями.
|
13. Детализированная смета расходов
|
№ | Статья расходов | Цена, руб. | Кол-во | Стоимость, руб. | |
1 | Мука 1й сорт | 18.00р | 25 кг | 450.00р. | |
2 | Соль фасованная по 1кг Экстра | 9.00р. | 25 кг | 225.00р. | |
3 | Глина для лепки, 1 кг, вакуумированная, Челябинск | 73 | 3 кг | 219.00р. | |
4 | Бумага цветная IQ Color RB04 Neon (A4, 80 г/кв.м, 4 цвета по 50 листов, 200 листов) | 482 | 2 пачки | 964 | |
5 | Коллекция «Древесные растения и их распространение» (раздаточная) | 616 | 2 шт. | 1 232 | |
6 | Коллекция «Морское дно» | 1 189 | 1 шт. | ||
7 | Коллекция «Палеонтологическая» (форма сохранности ископаемых растений и животных) | 1 411 | 1 шт. | ||
8 | Гербарий «Деревья и кустарники» | 1 837 | 1 шт. | ||
9 | Гербарий «Дикорастущие растения» | 1 954 | 1 шт. | ||
10 | Коллекция «Раковины моллюсков» | 789 | 1 шт. | ||
11 | Сборная модель танк Т-34, Челябинск | 450 | 1 шт. | ||
12 | Моделист БМ-13-16Н Катюша 303548, Челябинск | 1 364 | 1 шт. | ||
13 | Тифлофлешплеер Тифломаг-001 | 12 500 | 2 шт. | 25 000 | |
14 | Устройство для печати тактильной графики PIAF | 82 370 | 1 шт. | ||
15 | Термобумага ZY-TEX Swell paper A3 | 18 865 | 1 шт | ||
16 | Термобумага ZY-TEX Swell Paper А4 | 9 445 | 1 шт. | ||
17 | Макет челябинской крепости | 30 000 | 1 шт | ||
18 | Макет казачьей усадьбы | 30 000 | 1 шт | ||
19 | Макет доменной печи | 30 000 | 1 шт | ||
20 | Макет танка Т-34 | 15 000 | 1шт | ||
21 | Макет БМ-13 Катюша | 20 000 | 1 шт | ||
ИТОГО:272, 764 |