По словам владельца франшизы в России, американский санкционный орган на несколько месяцев задержал выход KFC из России в этом году, прокомментировав «налог на выход» для уходящих иностранных компаний, когда сделка была уже на пороге завершения.
По словам Сергея Левина, новые требования первоначально задержали уход ресторанов KFC и заставили Управление по контролю за иностранными активами США (OFAC) вмешаться в ситуацию, что привело к дальнейшим задержкам.
Левин возглавляет юридический отдел компании Unirest, которая управляет бывшими активами в России компании Yum! Brands (YUM.N), американской материнской компании KFC.
Эта задержка является еще одной иллюстрацией того, как усложняется процесс выхода компаний из России в связи с ужесточением ограничений. Руководители компаний говорят, что ориентироваться в правилах становится все сложнее.
Yum! Brands — одна из многих компаний, покидающих Россию в связи с СВО, но ее уход отличается от ухода конкурента McDonald’s тем, что некоторым франчайзинговым предприятиям KFC было разрешено остаться открытыми, а меню практически не было изменено.
Министерство финансов США отказалось от комментариев. В то время как переговоры о выходе KFC еще продолжались, управление OFAC выпустило руководство по соблюдению законодательства в отношении налога на выход в виде часто задаваемых вопросов 24 февраля 2023 года.
Компания Yum! Brands в апреле завершила выход из России, передав права мастер-франчайзинга компании «Смарт Сервис», возглавляемой бизнесменами Константином Котовым и Андреем Осколковым. В сделку вошли все российские рестораны KFC, операционная система и товарный знак на бренд «Ростик’с». Цена не разглашается.
«Процесс поиска покупателя и согласования основных условий занял некоторое время», — сказал Левин. «Когда основные условия были согласованы, появилось правило, согласно которому продажа акций должна быть согласована с соответствующим (государственным) ведомством».
«Закрытие опять откладывалось, согласовывалась правильная процедура уплаты налога на выход», — сказал Левин. «Казалось, что все согласовано, все движется к завершению, и тут на сцену выходит иностранный регулятор — OFAC».
«В результате все затянулось… в середине апреля мы все успешно закрыли».
Бывшие рестораны KFC начали открываться в апреле под названием «Ростик’с», возрождая бренд, родившийся вскоре после распада Советского Союза.
Левин добавил, что Unirest надеется завершить переход от бренда KFC к «Ростик’су» в 2024 году, планируя, что к концу 2023 года 60% из 1200 ресторанов в России будут принадлежать «Ростик’су».