Высокие процентные ставки по кредитам и ужесточение требований банков к заемщикам вынудили компании малого и среднего бизнеса искать альтернативные источники финансирования. Об этом свидетельствуют данные, предоставленные представителями онлайн-площадок, краудфандинговых и краудлендинговых платформ.
Согласно статистике «Авито», которую приводят «Ведомости», в первой половине 2024 года количество объявлений с запросом на привлечение займов выросло в 3,5 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и достигло 25 000. Просмотры таких объявлений удвоились, а если сравнивать два последних полугодия, то динамика составила 66%. В то же время предложения об инвестициях или партнерстве в обмен на долю в бизнесе стали менее популярными: число подобных публикаций сократилось на 18% и 33% соответственно при сравнении первых полугодий последних двух лет.
Инвестплатформа JetLend отмечает, что в 2024 году количество заемщиков увеличилось на 1392 компании, а сумма выданных займов достигла 6,8 млрд рублей, что на 50% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Чаще всего бизнес привлекает такие займы для пополнения оборотных средств, а не под инвестиции. При этом ставки платформы зависят от ключевой ставки, поэтому ужесточение денежно-кредитной политики негативно сказывается на спросе на их услуги.
Через платформу «Вдело» бизнес привлек 1,3 млрд рублей за первое полугодие 2024 года (за весь прошлый год 2,45 млрд рублей), через LenderInvest 738 млн рублей, что почти в 4 раза больше показателя за весь прошлый год.
Среди отраслей, наиболее часто обращающихся за финансированием, опрошенные платформы называют торговлю и строительство. Популярными целями кредитования, помимо пополнения оборотных средств, являются исполнение контрактов, реклама, закупка товара и расширение ассортимента.
Объем рынка краудфандинга в целом составил в первом квартале 11,1 млрд рублей, что составляет треть от всей суммы за прошлый год. В реестре Банка России значится 64 организации, осуществляющих деятельность на рынке краудфандинга.
Растет спрос и на первичное размещение ценных бумаг от предприятий, готовых отказаться от предшествующего этапа pre-IPO. За полугодие их число составило 180, в то время как за весь прошлый год цифра была сопоставимой 190. Все эмитенты, проходящие через платформы, являются представителями малого и среднего бизнеса.
Корпорация МСП и «МСП Банк» в интересах компаний осуществили более 30 выпусков облигаций, 19 из них на сумму 4,3 млрд рублей в 2024 году. Суммарно в этом году объемы размещений, по прогнозам, составят 8 млрд рублей.
Минэк предложил до 2030 года продлить меры поддержки МСП при выходе на фондовый рынок, включив возмещение затрат на листинг, выплату купонного дохода по облигациям и компенсацию комиссии платформ за размещение. Целевые показатели предполагают привлечение предприятиями МСП за шесть лет 87 млрд рублей через выпуск облигаций и 12,4 млрд рублей через выпуск акций, а также 63,2 млрд рублей через краудплатформы