Дело в том, что ограничение цен на нефть не работает, и, что еще хуже, заставляет все больше российской нефти перевозиться на ржавеющих старых танкерах, которые участвуют в рискованных операциях, таких как перевалка с судна на судно, оно повышает вероятность экологической катастрофы, считает Джулиан Ли, нефтяной стратег Bloomberg First Word .
Еще в декабре Группа 7 и некоторые другие страны ввели ограничение на цену российской нефти в размере 60 долл. за баррель. Покупатели могут заплатить и больше, но тогда они лишаются доступа к ключевым услугам, предоставляемым фирмами стран-участниц соглашения. К ним относятся страхование от рисков, таких как столкновения и разливы нефти, а также танкерный флот, базирующийся в Европе, включая суда, принадлежащие Греции и Кипру. Аналогичные ограничения на нефтепродукты были введены в феврале.
Цель заключалась в том, чтобы позволить российской нефти продолжать поступать в страну, но при этом нанести удар по доходам страны, вынудив ее согласиться на более низкие цены. Эффективность ограничения должна была зависеть от потребности России в западных судах и услугах для обеспечения транспортировки нефти на международные рынки и от ее готовности продавать нефть по цене ниже установленной.
В течение некоторого времени эта инициатива казалась успешной. Основной экспортный сорт нефти Urals торговался ниже порогового уровня на протяжении почти всех первых восьми месяцев действия ограничения.
Однако это было связано не столько с механизмом ограничения, сколько с более широкой динамикой нефтяного рынка. По мере роста мировых цен на нефть в последние месяцы росла и стоимость российской нефти. В настоящее время стоимость нефти Urals ближе к 100 долларам за баррель, чем к 60 долларам, причем большая ее часть перевозится на судах, владельцы которых готовы игнорировать ограничение.
Как заявляет агентство Bloomberg, если посмотреть не на абсолютные цены, а на дисконт к Brent, то можно увидеть совсем другую картину.
После вступления в силу ограничения цены дисконт продолжал увеличиваться, однако он так и не превысил уровня, достигнутого в первые месяцы СВО, и вскоре снова начал сужаться.
Самые большие скидки приходятся на периоды, когда не было достаточного количества судов, владельцы которых были бы готовы перевозить российскую нефть. Но вскоре множество новых танкерных операторов собрали флот устаревших судов, многие из которых раньше были бы проданы на металлолом для перевозки российской нефти, заявляют эксперты Bloomberg. Эти танкеры вызвали обеспокоенность ООН в связи с возросшим риском крупного разлива нефти.
Отмена ограничения никак не повлияет на количество российской нефти на рынке — она будет поступать так же, как и раньше. Учитывая, что для транспортировки нефти уже имеется достаточное количество судов, вряд ли это как-то повлияет и на цену. На что это повлияет, так это на качество судов, используемых для транспортировки нефти, и на то, кто получает за это деньги.
Если западным грузоотправителям будет разрешено перевозить российские грузы и получать на них страховку, то значительная часть перевозок, вероятно, вернется на суда, которые должным образом застрахованы, хорошо обслуживаются и проходят строгий контроль.