Рынок подержанных самолетов переживает бум из-за хронического дефицита, который сохраняется после пандемии, и растущих опасения, что последний кризис Boeing может усугубить ситуацию в ближайшие месяцы, пишет Reuters.
По данным лизинговой компании Avolon, отрасли уже не хватает примерно 3000 самолетов по сравнению с запланированным до COVID-19 числом из-за сбоев в связи с пандемией и проблем у Boeing и Airbus.
Теперь производство Boeing ограничено из-за разрушения в воздухе. Это вынуждает авиакомпании летать на старых самолетах дольше, а проблем все больше — от нехватки двигателей до разрушения цепочек поставок и резкого спада в сфере путешествий во многих частях мира.
«Это только усугубляет дефицит поставок и отодвигает дату, когда мы сможем вернуться к сбалансированному рынку», — сказал аналитик Джордж Димитрофф из авиационной аналитической компании Cirium. Он полагает, что напряженность на рынке как минимум до 2027 года.
Перевозчики платят более высокие цены, чтобы гарантировать, что у них достаточно большой парк самолетов. Он нужен для удовлетворения спрос, который, как ожидает группа авиакомпаний IATA, достигнет рекордных 4,7 миллиарда пассажиров в 2024 году.
Сокращение поставок было горячей темой на крупной встрече в Дублине, где зарегистрированы многие ведущие игроки отрасли
«Мы наблюдаем значительный рост цен из-за нехватки новых машин», — сказал Энгус Келли, генеральный директор AerCap, крупнейшего в мире трейдера и арендодателя самолетов.
В отличие от обычных моделей, некоторые авиакомпании покупают самолеты, которые они арендовали, вместо того, чтобы вести переговоры о продлении аренды, сказал он в кулуарах конференции по экономике авиакомпаний. Это признак того, что «авиакомпании знают, что проблемы, которые у нас есть, не будут решены в ближайшее время», добавил Келли.
Более половины мирового пассажирского парка принадлежит арендодателям. Цены на аренду этих самолетов росли задолго до того, как 5 января произошло разрушение панели, которое привел к ограничению производства Boeing .
Типичные ставки аренды 10-летнего Boeing 737-800, который предшествовал MAX, составляли около 220 000 долларов в месяц в январе 2024 года по сравнению со 183 000 долларов в январе 2023 года и 156 000 долларов в 2022 году, сообщила Cirium. Текущие счета за аренду самолетов 737-800 все еще на 5% ниже уровня января 2020 года, но Cirium заявила, что это должно измениться к концу марта.
Boeing надеялся увеличить производство самолетов семейства MAX после многолетнего кризиса, вызванного авариями в 2018 и 2019 годах. Но разрушение панели на рейсе Alaska Airlines привело к усилению надзора со стороны регулирующих органов, что, как ожидается, замедлит рост производства.
По данным Cirium, средний возраст пассажирского самолета, принадлежащего авиакомпании, составляет 16 лет в 2024 году по сравнению с 14 в 2019 году. По словам экспертов, самолеты обычно используются в течение 25 лет, но могут летать дольше и так же безопасны, как и новые машины, если их правильно обслуживать.
«Авиакомпании и арендодатели принимают решение инвестировать в техническое обслуживание старых самолетов, чтобы они прослужили еще четыре или пять лет, — сказал генеральный директор Avolon Энди Кронин. — Мы видим гораздо больше этой активности в более старой части нашего портфеля, чем мы ожидали».
В то время как задержки в поставках новых самолетов наносят ущерб авиакомпаниям и арендодателям, ожидающим новых самолетов, спрос на неновое оборудование открывает потенциально прибыльный путь для тех, у кого старый парк самолетов.
Между тем, компании по техническому обслуживанию выиграют от более широкого использования старых самолетов, которые более часто требуют ремонта. Но из-за нехватки рабочей силы очередь на ремонт становится длиннее.
Особенно не хватает двигателей из-за проблем с ремонтными возможностями Пратт и Уитни. Производители подняли цены на новые двигатели, уменьшив тем самым стимулы к скорейшему переходу на более новое оборудование.
Сокращение количества пассажирских самолетов является головной болью для сектора грузовых авиаперевозок, на которые приходится треть мировой торговли по стоимости. Обычно пассажирские самолеты со временем переоборудуются в грузовые или разбираются на запчасти. Но Роберт Конвей, старший вице-президент базирующейся во Флориде компании Aeronautical Engineers, сказал, что компании уже готовятся к дефициту пассажирских самолетов для переоборудования.
Продление срока службы старых и менее экономичных самолетов может также усилить экологическое давление на отрасль, которая рекламирует свои усилия по достижению нулевых выбросов к 2050 году. Представители отрасли заявили, что спад производства не подорвет эти цели, но экологи с этим не согласны.
«Существует чрезмерная зависимость от новых так называемых «более эффективных» авиационных технологий, но нет планов прекратить запуск в рейсы еще большего количества самолетов, загрязняющих окружающую среду», — сказал Джо Дарденн, директор по авиации брюссельской компании Transport & Environment.