26 июня судно Captain Paris, принадлежащее Греции и перевозящее 730 000 баррелей дизельного топлива из России, достигло Суэцкого канала. Экипаж хорошо знаком с этим проходом, через который обычно переправляют нефть из Персидского залива или Индии в Европу или Африку. Однако на этот раз судно идет в другую сторону: оно должно разгрузить свой груз в Объединенных Арабских Эмиратах.
В феврале, когда ЕС запретил импорт переработанной нефти из России, многие сомневались, что страна сможет перенаправить свой огромный экспорт дизельного топлива, который в прошлом году составил 950 000 баррелей в день и составил большую часть ее продаж нефтепродуктов на сумму 65 млрд долларов. В конце прошлого года ЕС по-прежнему покупал две трети экспорта страны. Китай и Индия, которые быстро заменили Европу, когда та бойкотировала российскую нефть, не проявляли особого интереса. Остальной рынок был раздроблен. Однако экспорт был перенаправлен. Уже появились новые покупатели, а также способы зарабатывать деньги, используя санкции.
Действительно, взглянув на совокупные показатели торговли, можно подумать, что европейский запрет никогда не вводился. В марте российский экспорт дизельного топлива достиг рекордных 1,3 млн. баррелей в день. Хотя с мая этот показатель упал ниже 900 000 баррелей в день, его уровень остается на уровне последних лет, и это падение в значительной степени является результатом сезонного технического обслуживания НПЗ.
Страны, которым удалось добиться таких результатов, делятся на два лагеря. Одни покупают еще больше дизельного топлива у России со скидкой, чтобы заменить поставки из других стран. К ним относятся страны Южной Америки во главе с Бразилией. Страны Северной Африки, такие как Алжир, Египет и Марокко, также чувствуют запах выгодной сделки. В последние месяцы Россия даже экспортировала переработанную нефть в Северную Корею, что стало первой подобной поставкой с 2020 года.
Вторая категория включает в себя страны, которые стали жадными до российских продуктов, несмотря на наличие собственных нефтеперерабатывающих заводов. Главной среди них является Турция. Сейчас она покупает у России в два раза больше дизельного топлива, чем в январе, но ее собственный экспорт растет еще быстрее. Маловероятно, что Турция реэкспортирует большую часть этого товара под новой этикеткой. Вместо этого она, скорее всего, использует свою близость к Европе для «триангуляции» российских потоков, используя дешевый импорт для удовлетворения своих внутренних потребностей и продавая свою более дорогую продукцию в страны блока.
Страны Персидского залива ведут аналогичную торговлю. Саудовская Аравия не импортировала дизельное топливо из России в течение многих лет; с апреля ее закупки превысили 150 000 баррелей в день. И порт Саудовской Аравии нередко растет перед летом, когда повышается спрос на электроэнергию для охлаждения. Однако в этом году одновременно с этим вырос и экспорт дизельного топлива из страны — примерно на 120 000 баррелей в день в период с апреля по июнь по сравнению с аналогичным периодом последних лет. Большая часть этого дизельного топлива идет в Европу и, все чаще, в Азию.
Процветающая торговля подразумевает, что, помимо новых клиентов, Россия имеет достаточно судов для их обслуживания. Такие продукты, как дизельное топливо, не могут перевозиться на обычных танкерах, где следы сырой нефти или более тяжелых продуктов могут их испортить. Крошечный мировой флот дизельных танкеров мог бы растянуться, когда российские баррели начали совершать более длительные рейсы. Февральские санкции грозят усугубить проблему. Европа запрещает своим ведущим грузоотправителям, трейдерам и страховщикам содействовать российским продажам, если только нефть не продается ниже цены, установленной «Большой семеркой» на уровне 100 долларов за баррель. Головная боль, связанная с соблюдением этих требований, плюс риск, связанный с работой с Россией, удерживают многие западные компании на расстоянии.
Но не все. Gunvor и Vitol, два гигантских трейдера в Женеве, по-прежнему входили в десятку крупнейших покупателей российских нефтепродуктов в первые четыре месяца этого года, согласно отчетам со ссылкой на таможенные данные.
Применяются и творческие методы. С прошлого года резко возросло количество переходов с судна на судно с российскими грузами, в частности, вблизи Греции и Мальты, что свидетельствует о попытках обойти ограничения. ЕС признал это, заявив, что запретит танкерам, подозреваемым в сомнительных перевозках, причаливать в своих портах. Некоторые суда также используют военное оборудование для передачи ложных сигналов о местонахождении. Это способствует тому, что импортеры, опасающиеся юридических проблем, часто с удовольствием покупают российское топливо по непрямым маршрутам.
В последние годы российский экспорт составлял около 15% мировой торговли дизельным топливом. Их устойчивость перед лицом санкций, вероятно, приведет к перенасыщению в течение оставшейся части этого года. Цены взлетели в 2022 году, когда риск перебоев совпал с послевидовым подъемом спроса. Однако сейчас шок предложения ослабевает, в то время как страны Персидского залива наращивают мощности нефтеперерабатывающих заводов, а замедление экономического роста снижает потребление на Западе.