Fitch впервые за 30 лет понизило рейтинги США с «AAA» до «AA+»

Международное рейтинговое агентство Fitch Ratings понизило долгосрочный рейтинг дефолта эмитента Соединённых Штатов Америки в иностранной валюте до уровня «AA+» с «AAA». С рейтинга снят гриф «Негативный» и присвоен «Стабильный» прогноз. Страновой потолок подтвержден на уровне «ААА».

Fitch впервые за 30 лет понизило рейтинги США с «AAA» до «AA+»

Основные факторы, влияющие на рейтинг

Понижение рейтингов:

Понижение рейтингов США отражает ожидаемое ухудшение состояния бюджета в ближайшие три года, высокую и растущую долговую нагрузку на органы государственного управления, а также ухудшение качества управления по сравнению с аналогичными рейтингами «АА» и «ААА» за последние два десятилетия, что проявилось в неоднократном противостоянии лимиту долга и принятии решений в последнюю минуту.

Эрозия управления:

По мнению Fitch, в течение последних 20 лет наблюдается устойчивое ухудшение стандартов управления, в том числе по вопросам бюджета и долга, несмотря на достигнутое в июне двухпартийное соглашение о приостановке лимита долга до января 2025 г. Неоднократные политические противостояния по вопросу лимита задолженности и принятие решений в последнюю минуту подрывают доверие к управлению бюджетными средствами. Кроме того, в отличие от большинства других стран, правительство не имеет среднесрочной бюджетной политики и сложного бюджетного процесса. Эти факторы, наряду с несколькими экономическими потрясениями, а также снижением налогов и новыми расходными инициативами, способствовали последовательному росту долга в течение последнего десятилетия. Кроме того, достигнут лишь ограниченный прогресс в решении среднесрочных проблем, связанных с ростом расходов на социальное обеспечение и программу Medicare в связи со старением населения.

Рост дефицита государственного бюджета:

Мы ожидаем, что в 2023 г. дефицит государственного бюджета вырастет до 6,3% ВВП по сравнению с 3,7% в 2022 г., что отражает циклически более низкие доходы федерального бюджета, новые расходные инициативы и более высокую процентную нагрузку. Кроме того, ожидается, что дефицит бюджета штатов и местных органов власти в текущем году составит 0,6% ВВП после небольшого профицита в 0,2% ВВП в 2022 году. Сокращение дискреционных расходов на необоронные нужды (15% всех федеральных расходов), предусмотренное Законом о бюджетной ответственности, лишь незначительно улучшает среднесрочные бюджетные перспективы: по данным Бюджетного управления Конгресса США, совокупная экономия составит 1,5 трлн долларов США (3,9% ВВП) к 2033 году. Влияние закона в ближайшей перспективе оценивается в 70 млрд долларов США (0,3% ВВП) в 2024 году и 112 млрд долларов США (0,4% ВВП) в 2025 году. Fitch не ожидает дальнейших существенных мер по фискальной консолидации в преддверии выборов в ноябре 2024 года.

Fitch прогнозирует дефицит на уровне 6,6% ВВП в 2024 году и дальнейшее увеличение до 6,9% ВВП в 2025 году. Увеличение дефицита будет обусловлено слабым ростом ВВП в 2024 году, более высокой процентной нагрузкой и более значительным дефицитом государственных и местных органов власти в размере 1,2% ВВП в 2024-2025 годах (в соответствии с историческим средним показателем за 20 лет). Ожидается, что к 2025 г. отношение процентной ставки к доходам достигнет 10% (по сравнению с 2,8% для медианного рейтинга «АА» и 1% для медианного рейтинга «ААА») вследствие более высокого уровня долга, а также устойчиво высоких процентных ставок по сравнению с уровнем, существовавшим до пандемии.

Долг органов государственного управления будет расти:

Снижение дефицита и высокие темпы роста номинального ВВП снизили отношение долга к ВВП за последние два года с пандемического максимума в 122,3% в 2020 г., однако в текущем году оно составило 112,9% и по-прежнему значительно превышает уровень до пандемии 2019 г. в 100,1%. Согласно прогнозам, в течение прогнозного периода отношение долга к ВВП будет расти и к 2025 году достигнет 118,4%. Коэффициент долга более чем в два с половиной раза превышает медианный уровень «ААА» в 39,3% ВВП и медианный уровень «АА» в 44,7% ВВП. Более долгосрочные прогнозы Fitch предполагают дополнительное увеличение соотношения долг/ВВП, что повышает уязвимость фискальной позиции США к будущим экономическим потрясениям.

Среднесрочные фискальные проблемы не решены:

В течение следующего десятилетия рост процентных ставок и увеличение объема долга приведут к увеличению нагрузки по выплате процентов, а старение населения и рост расходов на здравоохранение приведут к увеличению расходов на пожилых людей в отсутствие реформ фискальной политики. По прогнозам, к 2033 г. процентные расходы удвоятся и составят 3,6% ВВП. Также оценивается рост обязательных расходов на Medicare и социальное обеспечение на 1,5% ВВП за тот же период. По прогнозам, фонд социального обеспечения будет исчерпан к 2033 г., а трастовый фонд больничного страхования (используемый для выплаты пособий по программе Medicare Part A) — к 2035 г. при действующем законодательстве, что создаст дополнительные проблемы для бюджетной траектории, если не будут приняты своевременные корректирующие меры. Кроме того, в 2025 году истекает срок действия налоговых льгот, принятых в 2017 году, однако политическое давление, вероятно, будет направлено на то, чтобы сделать их постоянными, как это уже было в прошлом, что приведет к повышению прогнозов дефицита.

Исключительные сильные стороны поддерживают рейтинги:

В основе рейтингов США лежит ряд структурных преимуществ. К ним относятся крупная, развитая, хорошо диверсифицированная и высокодоходная экономика, поддерживаемая динамичной деловой средой. Очень важно, что доллар США является основной мировой резервной валютой, что обеспечивает правительству исключительную гибкость финансирования.

Экономика может погрузиться в рецессию:

По прогнозам Fitch, ужесточение условий кредитования, ослабление инвестиций в бизнес и замедление темпов роста потребления приведут к тому, что в 4 квартала 2023 года и 1 квартале 2024 года экономика США перейдет в состояние легкой рецессии. По мнению агентства, годовой рост реального ВВП США замедлится до 1,2% в текущем году с 2,1% в 2022 году, а в 2024 году общий рост составит всего 0,5%. Количество вакансий остается высоким, а коэффициент участия в трудовой деятельности все еще ниже (на 1 п.п.), чем до пандемии, что может негативно сказаться на среднесрочном потенциальном росте.

Ужесточение политики ФРС:

ФРС повышала процентные ставки на 25 б.п. в марте, мае и июле 2023 года. Fitch ожидает еще одного повышения ставки до 5,5-5,75% к сентябрю. Устойчивость экономики и рынка труда осложняет достижение цели ФРС по доведению инфляции до целевого уровня 2%. В то время как базовая инфляция в июне снизилась до 3%, базовая инфляция PCE, являющаяся ключевым индексом цен ФРС, осталась на прежнем высоком уровне — 4,1%. Это, скорее всего, не позволит снизить ставку по федеральным фондам до марта 2024 года. Кроме того, ФРС продолжает сокращать свои запасы ипотечных ценных бумаг и казначейских облигаций США, что еще больше ужесточает финансовые условия. С января объем этих активов на балансе ФРС сократился более чем на 500 млрд. долларов США по состоянию на конец июля 2023 года.

ESG — управление:

США имеют «5» за политическую стабильность и права и «5[+]» за верховенство закона, качество институциональной и нормативной базы и контроль над коррупцией в рейтинге ESG Relevance Score (RS). Эти баллы отражают высокий вес показателей управления Всемирного банка (WBGI) в собственной модели суверенных рейтингов Fitch. США имеют высокий рейтинг по WBGI — 79, что отражает их устоявшиеся права на участие в политическом процессе, сильный институциональный потенциал, эффективное верховенство закона и низкий уровень коррупции.

  • Другие новости