Это неловкое молчание, натянутые улыбки, нервное перелистывание меню своего смартфона, и случайные напарники по несчастью переглядываются друг с другом. О, эта напрягающая ситуация – вы в одной кабине лифта едете до первого этажа с немного знакомым вам человеком.
Насколько требовательна ситуация? Насколько диалог необходим? Зачем говорить ни о чем? Этого требуют правила приличия или для этого нужно только желание собеседников? Раскроем же понятие «светской беседы» или smalltalk и то, в чем состоит это магическое умение создавать диалог из ничего.
«Small talk[1] – is an informal type of discourse that does not cover any functional topics of conversation or any transactions that need to be addressed». Т.е. это небольшой диалог на нейтральные темы, не требующий глубокого осмысления и большого объема фоновых знаний.
Зачем нужна светская беседа? Конечно, с одной стороны, можно рассматривать это явление как некую форму ритуала, т.е. правила – тогда, если человек причисляет себя к некоторой группе, внутри которой это правило действует, он должен будет его исполнять (если, конечно, хочет остаться в этой группе). С другой стороны, можно принять прагматическую позицию, со стороны которой человек использует small talk для того, чтобы приобрести полезные контакты с другими людьми, которые потом можно будет использовать. Или, третий вариант, для приверженцев гуманизма: «грамотные менеджеры используют непринужденную беседу в начале совещания, чтобы задать нужный тон и перейти к более важному и, вероятно, более трудному диалогу»[2]. Т.е. это попытка «смягчить» обстановку, сделать её более непринужденной, расположить людей к сотрудничеству и совместной работе.
Так или иначе, каков психологический механизм, подытоживающий все три функции или возможности светской беседы, перечисленные выше? Наверняка, многие слышали расхожую фразу о том, что «первое впечатление самое важное», в каком-то смысле это подтверждается и научными исследованиями[3]: двум группам студентов предлагалось описать фотографию одного и того же человека. Первой группе было сообщено, что человек на фото «закоренелый преступник», второй группе – человек на фотографии был представлен как «крупный ученый». Соответственно, те описания которые давались студентами, считающими, что это фото принадлежит преступнику: «глубоко посаженные глаза свидетельствовали о затаенной злобе, выдающийся подбородок — о решимости «идти до конца» в преступлении и т.д.» Соответственно во второй группе «те же глубоко посаженные глаза говорили о глубине мысли, а выдающийся подбородок — о силе воли в преодолении трудностей на пути познания и т.д». Такие ситуации, когда первичная информация о чем-либо, обуславливает дальнейшие суждения об этом объекте, в социальной психологии получила название «гало –эффекта» или «эффект ореола». Т.о. то, как человек сумеет презентовать себя в ситуации бессодержательного диалога (т.е. светской беседы), будет влиять на то, как в дальнейшем его партнеры по общению будут его воспринимать.
Конечно, очень много особенностей коммуникации зависит от культуры , внутри которой эта коммуникация непосредственно происходит. Например, стандартные темы для разговора в Англии и Италии будут сильно отличаться – набивший оскомину, «разговор о погоде», в первом случае и обсуждение семейных перипетий во втором.
Так, например, в исследовании, посвященном развитию у студентов умения ведения светской беседы в англоязычном контексте, отмечалась необходимость следовать линейному построению беседы. Т.е. каждый блок «Начальная фаза» — «Smalltalk» — «основная фаза» — «smalltalk» — «завершающая фаза» должны следовать четко друг за другом. Иначе, нарушения в данной структуре «могут восприниматься англоязычными участниками коммуникации как «сигнал тревоги», ведущий к коммуникативным барьерам»[4].
Несколько полезных советов при ведении светской беседы:
1.Подготовьтесь заранее. Узнайте о возможных интересах ваших будущих собеседников. – Так будет проще найти темы для разговора.
2.Используйте правильно приветствие. Избегайте фамильярностей. – С незнакомыми людьми простое рукопожатие – самый надежный вариант.
3.Запоминайте имена. – При знакомстве с кем-либо можно проговорить имя про себя несколько раз. Если вы все же забыли, лучше вежливо попросите его повторите, как можно быстрее. Когда представляетесь сами – четко выговаривайте свое имя.
4.Избегайте односложных ответов. – Это позволит вашему собеседнику продолжать диалог. Т.е. дает определённую тему, за которою можно зацепиться.
5.Выразите свой интерес к персоне своего собеседника. – Людям всегда приятно, когда на их идеи, увлечения и мысли обращают внимание. Это очень позитивно охарактеризует вас в глазах собеседника.
6.При затруднении с темой, просто говорите о том, что вас сейчас окружает – это покажет вашему собеседнику, что вы хотите с ним говорить, и что его мнение, также вам интересно.
7.Не стоит слишком сильно волноваться из-за тишины в разговоре. — Во-первых, человеку нужно время, чтобы осмыслить, то что ему говорят и сформулировать свой ответ. Во-вторых, если вы начнете волноваться и тараторить все, что вам придет в голову, – это будет еще хуже.
8.Создание правильного представления – представляя кого-то другому или самого себя, недостаточно просто назвать имя и фамилию. Лучше всего дать какую-то краткую характеристику интересов человека, опять же, чтобы была основа, на которой можно построить дальнейший диалог.
9.Когда вам нужно уйти/ закончить диалог используйте какой-нибудь предлог. Скажите собеседнику, что вам было очень интересно поговорить с ним, и вы хотели бы обсудить это еще раз.
[1] en.wikipedia.org/wiki/Small_talk
[2] http://cyberleninka.ru/article/n/interdistsiplinarnoe-soderzhanie-svetskoy-besedy-kak-komponent-mezhkulturnoy-kommunikativnoy-kompetentsii
[3] Г. М. Андреева – Социальная психология. Третье издание –М.: Наука 1994. Исследование А.А. Бодалева (1982)
[4] Романова М. В. – Формирование умений ведения светской беседы как компонента межкультурного делового общения – М.: 2010