Пропаганда и манипуляция. Не верить им, не верить себе.

Аронсон и Пратканис в своей книге «Эпоха пропаганды: Механизмы убеждения, повседневное использование и злоупотребление» привели краткое описание современного состояния общества:

Пропаганда и манипуляция. Не верить им, не верить себе.

«Ежедневно нас буквально бомбардируют непрерывные потоки убеждающих сообщений. Причем, чаще всего, на нас влияют не логическими аргументами, а манипуляцией символами и нашими наиболее глубокими человеческими эмоциями. На счастье или на беду, но наша эпоха — эпоха пропаганды»[1].

А вот и цифры, соответствующие их заявлению: США — 1449 телевизионных станций, 10397 радиостанций, 7047 еженедельных газет, 17000 журналов, каждый год выпускают 50000 новых книг, 9 больших киностудий. Приплюсуйте к этому то количество рекламы, которая постоянно окружает каждого городского жителя: рекламные ролики по телевизору, огромные баннеры, рекламные плакаты в общественном транспорте, и наконец, реклама в интернете.

Возникает логичный вопрос — зачем все это нужно? Для контроля. Заставить человека купить именно эти хлопья на завтрак, голосовать за этого президента, а не за его противника, ездить отдыхать именно в эти страны, а не в соседние, смотреть эти «правильные» фильмы, а не иностранную пропаганду и т.д. и т.п.

Как же это происходит? В 1948 году американским исследователем Г. Лассуэллом была предложена модель «убеждающей коммуникации»[2]. В данной модели выделяют 5 структурных блоков:

1.Кто? Источник сообщения. Например, люди склонны больше доверять привлекательным ораторам. Также, если говорящий выражает те же социальные установки и ориентиры, что и аудитория, то уровень доверия к нему повышается. Например, если одежду для подростков будет рекламировать актер лет 50-60 то, очевидно, что эффект будет небольшой. А если подросток будет рассказывать, насколько удобны, «классные» и «модные» куртки данной марки – то продажи будут расти.

Другой частый прием — использование в рекламе «экспертной» фигуры. Человек в белом халате, рядом со стоматологическим креслом говорит вам о том, что эта зубная паста -лучшее средство для ваших зубов. Не важно, что на самом деле это актер, а не врач. Скорее всего подумать об этом у смотрящего не будет времени.

2.Что? Содержание сообщения. Замечено, что на избирателей, которые определяются с кандидатом за несколько дней до выборов, больше действует эмоциональная реклама, сообщения и суждения. Новости о сексуальных скандалах с участием кандидатов, появляющиеся буквально за одну — две недели до момента голосования, преследуют именно эту цель.

3.Как? Каналам передачи сообщения — «Выскакивающая» реклама в интернете или объемный раздел на несколько страниц внутри глянцевого журнала. В каждом из этих случаев нужно подбирать свои способы воздействия на человека.

4.Кому? Адресатом сообщения. Уровень образования, возраст, пол — все это влияет на построение сообщения. Как уже было написано в первом блоке говорящий всегда должен ориентироваться на особенности аудитории.

5.С каким эффектом? – возможный пятый блок, который может использоваться при оценке воздействия сообщения

Следующий вопрос: почему манипуляция возможна? Почему люди допускают такое влияние на себя? Как они не замечают этого? Один из возможных ответов следующий: человек уверен в том, что замечает, и говорит себе: «со мной то такого не случится» и, даже может сказать, что «уверен в том, что он не уверен» и, следовательно, «его это не коснется». Истоки этих установок можно найти уже в самом устройстве зрительного анализатора. Т.е. сама наша система восприятия устроена так, что мы не видим четко всего того, что в данный момент представлено у нас перед глазами. Так, например, давно известно, что строение сетчатки нашего глаза неоднородно: та часть, которая может отчетливо видеть предметы, имеет очень маленький диаметр по сравнению с периферией, предназначенной лишь для отслеживания движения. Можно представить себе ситуацию: Вы едете в общественном транспорте. Напротив вас сидит, предположим, пять человек. Вы смотрите на лицо пассажира, сидящего в центре. Через секунду вы отворачиваетесь. Чьи лица вы запомнили? В тот момент, когда вы смотрели на них, то были «уверены», что видите их все, однако, теперь вы не можете вспомнить тех четверых, что сидели сбоку.

Данный феномен называется «иллюзией сознания». «Суть ее в том, что мы с вами убеждены, будто замечаем, воспринимаем намного больше, чем есть на самом деле. Нам кажется, будто мы видим и слышим все, что происходит вокруг нас. Эта убежденность и есть та самая великая иллюзия сознания, суть которой пытаются понять все»[3] https://postnauka.ru/video/16159

Похожей проблемы также касался Филипп Зимбардо. Описывая выводы своего нашумевшего «стэндфордского тюремного эксперимента», он говорил, что основная проблема заключается в вере людей в то, что в нужный момент они смогут сказать «нет», смогут противостоять системе. Однако, как раз из-за этой парадоксальной веры в себя манипулировать человеком становится так просто.


[1] Аронсон Э., Пратканис Э. Р. — Эпоха пропаганды: Механизмы убеждения, повседневное использование и злоупотребление — Перераб. изд. — СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. — 384 с. — (Проект «Психологическая энциклопедия».)

[2] Г. М. Андреева – Социальная психология. Третье издание –М.: Наука 1994. Исследование А.А. Бодалева (1982)

[3] https://postnauka.ru/specials/philosophy-of-mind

  • Другие новости