Решение о запрете экспорта российского дизельного топлива и бензина может привести к перебоям в поставках топлива в преддверии зимы, но насколько глубокими будут последствия, зависит от того, как долго это продлится.
По данным компании Vortexa, в этом году Россия отгружала более 1 млн. баррелей дизельного топлива в день, что с небольшим отрывом позволило ей стать крупнейшим в мире морским экспортером. Это огромный объем предложения, который рынок может потерять в кратчайшие сроки — примерно столько, чтобы удовлетворить весь спрос Германии.
Потеря предложения и последующий рост цен будет иметь значение не только для нефтетрейдеров и водителей грузовиков. Дизельное топливо используется также на судах и поездах, в сельском хозяйстве, промышленности и строительстве. Одним словом, оно обеспечивает работу огромного количества отраслей мировой экономики.
«Все упирается в продолжительность», — говорит Юджин Линделл, руководитель отдела нефтепродуктов консалтинговой компании FGE. Российские нефтеперерабатывающие заводы «могут проработать, вероятно, месяц, прежде чем им придется снова остановиться из-за нехватки мощностей для хранения».
Россия ввела временный запрет, чтобы сдержать рост цен на топливо внутри страны, но поглощение всех этих баррелей внутри страны может оказаться непростой задачей. Часть баррелей может быть помещена в хранилища, и ситуация также будет облегчена тем, что на многих НПЗ проводятся ремонтные работы.
Но в какой-то момент стране придется возобновить экспорт или сократить производство на НПЗ. Последний вариант чреват дефицитом бензина на внутреннем рынке.
«Несмотря на то, что запрет бессрочный, мы не ожидаем, что он продлится долго», — говорит Коен Вессельс, аналитик по нефтепродуктам консалтинговой компании Energy Aspects.
Хотя неожиданное сокращение предложения привело к росту основных показателей рынка дизельного топлива, для такого крупного события эти изменения были относительно сдержанными, что свидетельствует о некотором скептицизме трейдеров в отношении его реального влияния.
На северо-западе Европы премия базовых фьючерсов на дизельное топливо к сырой нефти, известная как ICE Gasoil crack, подскочила в ответ на запрет, временно превысив 37 долларов за баррель и достигнув пятидневного максимума, согласно данным о справедливой стоимости, собранным агентством Bloomberg.
Фьючерсы на октябрьскую поставку также выросли по отношению к топливу, предназначенному для поставки в следующем месяце. Бычья структура, известная как бэквордация, приблизилась к отметке $36 за тонну, достигнув лишь трехдневного максимума.
Мировые поставки дизельного топлива находились под серьезным давлением еще до объявления российского запрета на экспорт. Производительность нефтеперерабатывающих заводов снижается из-за сокращения добычи нефти странами ОПЕК+ и спроса на другие виды нефтепродуктов. Не помогли и перебои в работе заводов.
До начала СВО Россия экспортировала дизельное топливо морским путем в основном в страны Европы. Однако введение санкций изменило глобальные торговые потоки, и поставки в Турцию резко возросли. Среди других недавних направлений — Бразилия, Саудовская Аравия и Тунис.
Но это не означает, что эти страны примут на себя всю тяжесть сокращения поставок из России. Рынок дизельного топлива является глобальным: если в Турции или, например, в Бразилии неожиданно возникнет дефицит, грузы нероссийских поставщиков могут направиться туда, а не в Европу.
Что дальше?
Запрет вступает в силу 21 сентября, хотя это не немедленное и жесткое прекращение поставок. Согласно постановлению, топливные грузы, уже принятые к отправке ОАО «РЖД» или имеющие погрузочные документы на морские перевозки, по-прежнему могут быть отправлены на экспорт. Это говорит о том, что приток дизельного топлива будет снижаться лишь постепенно, пока эти грузы будут отгружаться.
Исключение составляют мелкие поставки, в том числе поставки партнерам по торговому союзу из некоторых республик бывшего СССР, а также межправительственные соглашения, гуманитарная помощь и транзит, говорится в постановлении.
Когда запрет будет снят, существует также возможность, что поставки из России начнут восстанавливаться быстрыми темпами, поскольку экспортеры будут стремиться выгрузить накопившуюся на складах продукцию.