Некоторые аналитики утверждают, что прибыль движет развитием, в то время как другие считают, что развитие влияет на прибыль. Оба подхода работают.

Компания Google достигла одного миллиарда долларов прибыли в течение пяти лет с момента организации, а сейчас имеет показатель рыночной капитализации свыше 400 миллиардов долларов. Twitterдемонстрировал полное безразличие к уровню прибыли первые пять лет существования, однако оказался способен обратить 500 миллионов пользователей в публичную компанию стоимостью 22 миллиарда долларов, и теперь наращивает прибыль.

Любой организатор стартапа мечтает о достижении того заветного рубежа, за которым он сможет сосредоточиться исключительно на развитии своего бизнеса и получении удовольствия от заработанных денег вместо того, чтобы отчаянно искать новые инвестиционные вливания. Большинство предпринимателей до сих пор в замешательстве относительно расстановки приоритетов в их новом бизнесе. Следует ли им сосредоточиться на увеличении прибыли и рентабельности, или же привлекать все больше и больше пользователей за счет «бесплатных» сервисов для того, чтобы добиться существенного роста инвестиционной привлекательности?

В традиционной экономике все было предельно просто. Любой бизнес достигал своей критической массы путем организации положительного денежного потока. Рост прибыли со временем так или иначе должен был преобразоваться в рост рентабельности, еще до того, как компания начинала считаться самоокупающейся и достойной публичных инвестиций.

И только в течение последних десяти лет такие социальные сети как Facebook и Twitter достигли оценки их инвестиционной привлекательности в миллиарды долларов, очевидно жертвуя доходностью в пользу привлечения новых пользователей. Однако, маятник уже качнулся в обратную сторону, и теперь инвесторы больше заинтересованы в традиционных показателях стабильности, добросовестности и роста бизнеса.

Вот несколько аргументов для размышления.

1.Отдельные элементы органичного роста это хорошо. Идеальная форма капитализма всегда подразумевала справедливое ценообразование и получение честной прибыли. Реинвестирование прибыли для развития бизнеса является примером органичного роста. Концепция бесплатных товаров и услуг, цепляющих пользователей и финансируемых за счет толстой рекламной мошны, представляется большинству потребителей сомнительно этичной.

2.Долгосрочная стабильность зависит от роста дохода и прибыли. Большинство современных инвесторов все еще ищут бизнес-модель, включающую валовую прибыль свыше 50% и чистую рентабельность в пределах 20%.

3.Высокий уровень лояльности потребителей и развитый командный дух. Продуктивность стартапа зависит от базовых факторов, включая низкую стоимость привлечения покупателей, высокий процент их удержания, а также высокий уровень дохода сотрудников. Большая «текучка» потребителей и унылые сотрудники по-прежнему являются индикаторами высокого риска инвестиций. Такие компании избегаются как частными, так и публичными инвесторами.

4.Растущая признательность за множество предлагаемых решений. В наши дни компания-стартап нуждается в покупателях-проповедниках, которые знакомы с предлагаемыми услугами и сообщают о них своим друзьям посредством вирусных акций в социальных сетях.

5.Понимание конкурентных требований освоения новых областей бизнеса. Для сохранения доли бизнеса первопроходцы в новых сферах нуждаются в пользователях больше, чем в доходе. Таким образом, заявка компании-стартапа на получение инвестиций нуждается в подчеркивании этого приоритета. Более же сложные и стабильные компании должны выделять свое органичное движение в сторону повышения рентабельности и доминирования бренда.

Сосредоточение внимания на привлечении большего числа пользователей может быть необходимым в начале развития компании, но никогда не будет достаточным. Если Вы в этом бизнесе надолго, не стоит забывать о базовом принципе: если теряешь деньги на каждом покупателе, то невозможно будет справиться с общим объемом потерь.

По материалам: Profitability or High User Count: Which Leads to Startup Success?